АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Опыт Великой Отечественной войны и итоги работы Академии военных наук по дальнейшему развитию военной науки

Рейтинг:   / 6
ПлохоОтлично 

 

Великая Отечественная война была тяжелейшей войной за всю историю человечества. Удар небывалой силы обрушился на нас. Наша страна и её Вооружённые силы сыграли решающую роль в достижении победы во Второй мировой войне. На протяжении всей войны главные силы Германии и её сателлитов были прикованы к советско-германскому фронту.

Обстановка в 30-е годы, накануне войны, была весьма сложной и запутанной. Если отвлечься от многих частностей, главная её суть состояла в том, что весь капиталистический мир должен был объединиться в борьбе против Советского Союза. С этой целью в 1938 г. было заключено и Мюнхенское соглашение, рассчитанное на подталкивание Гитлера к нападению на СССР.

Нашему правительству путем заключения договоров о ненападении с Германией 1939 г. и нейтралитете с Японией удалось расколоть единый антисоветский фронт потенциальных противников и добиться того, что западные страны, толкавшие Гитлера на Восток, впоследствии сами вынуждены были выступить на стороне Советского Союза. Наша страна получила возможность разделаться вначале с фашистской Германией, а затем с Японией.

Возникает вопрос: если неизбежность войны была очевидной, почему же не удалось должным образом подготовить вооруженные силы к отражению агрессии? По этому вопросу написаны тысячи книг и статей. И всё написанное сводится в основном к двум точкам зрения. Одни, как, например, А.Мартиросян заверяют, что Сталин и политическое руководство делали все правильно. Но наши маршалы и генералы, прежде всего Павлов, оказались предателями и выполняли разработанный Тухачевским план поражения Советского Союза.

Другие, в частности, Международный фонд «Демократия», утверждают, что никакой внезапности нападения не было, Сталин имел точные данные о готовящемся нападении, но преступно ими пренебрег. В действительности же наша страна усиленно готовилась к войне. В результате успешно проведенной индустриализации страны, культурной революции и других мероприятий экономические и другие возможности страны значительно возросли, а армия и флот получили новое вооружение, но с точки зрения организационной и управляемости не всё было доведено до конца. Поэтому эти возможности не удалось в полной мере использовать.

Прежде всего, были допущены крупные просчеты с точки зрения определения возможных сроков нападения Гитлера на Советский Союз. В связи с этим главной причиной наших неудач в начале войны было то, что войска приграничных округов не были заблаговременно приведены в боевую готовность и до начала нападения противника не заняли предназначенных оборонительных рубежей.

После войны очень много написано о том, что разведка своевременно вскрыла и точно докладывала о планах гитлеровского командования и сроках возможного нападения фашистской Германии против СССР. И действительно, наши разведчики много сделали для раскрытия приготовлений противника. Но разведка означает не только добывание данных о противнике, но и умелый анализ этих данных и мужественное отстаивание своих выводов. Начальник ГРУ Голиков и нарком ВД Берия представляли Сталину доклады о развертывании германских вооруженных сил у наших границ и завершали их выводами о дезинформационном характере этих сведений. Назывались сроки гитлеровского нападения. Сроки проходили, а нападения не было. Много было и другой дезинформации.

Сталин внушал себе и своим подчиненным, что нападение может быть только после падения Англии, он полагал, что войну можно будет оттянуть до 1942 года и все свои решения и действия подчинил этому соображению. Будучи уверен, что все так и будет, поручил сделать сообщение ТАСС от 13.06.41 г. о том, что пакт о ненападении Германией будет соблюдаться. Как теперь объясняют, упомянутое выше сообщение ТАСС было сделано с целью международного зондажа, но тогда специальным распоряжением надо было предупредить об этом командующих округами и флотами. Тогда они не стали бы отправлять артиллерию на полигоны и многое другое делалось по–иному.

Некоторые командиры пытались занять оборонительные позиции. И сразу следовало распоряжение из Генштаба: «Войска с передовых позиций убрать и виновных наказать». В результате ни одна дивизия не была готова к полноценной обороне. В каком катастрофическом положении оказались войска к началу войны можно судить по 4 А на Брестском направлении. В Брестской крепости располагались две СД, которые должны были занять оборону южнее и севернее Бреста. 23 ТД должна была отведена в район Кобрина и изготовиться для контрудара. Но, попав с началом войны под обстрел, все эти дивизии понесли большие потери и не смогли занять назначенные позиции. 175 стрелковая дивизия в районе Малой Риты была поднята по тревоге разрывами бомб противника и начала выдвигаться маршем навстречу развернутых в боевой порядок танковых соединений Гудериана.

Наше правительство по существу принесло в жертву боеготовность своих войск, но выиграло политически, не дав поводов для провоцирования войны и вынудить западных союзников выступить против Гитлера. Вообще создание антигитлеровской коалиции было большой нашей дипломатической победой. Но уроки 1941 года должны быть сохранены на вечные времена.

Второй урок, касающийся, прежде всего, деятельности Наркомата обороны и Генерального штаба, связан с умением предвидеть назревающий характер вооруженной борьбы. Накануне войны были в основном обоснованные взгляды о военно-политическом характере, масштабах, возможной продолжительности войны, необходимости сбалансированного сочетания различных родов войск. Но неправильно оценивался начальный период войны, недооценивалась стратегическая оборона.

Маршал Советского Союза Г.К. Жуков видел эту ошибку в следующем: «При переработке нами оперативных планов весной 1941 г. практически не были полностью учтены особенности ведения современной войны в её начальном периоде. Наркомат обороны и Генштаб считали, что война между такими крупными державами, как Германия и Советский Союз, должна начаться по ранее существовавшей схеме: главные силы вступают в сражение через несколько дней после приграничных сражений. Фашистская Германия в отношении сроков сосредоточения и развертывания ставилась в одинаковые условия с нами. На самом деле и силы, и условия были далеко неравными»*.

Кроме того, признание возможности внезапного нападения противника означало, что приграничные военные округа должны иметь тщательно разработанные планы отражения вторжения противника, то есть планы оборонительных операций, так как

______________________

* Жуков. Воспоминания и размышления. Т.1., М., 1974, с.239-240

отражение наступления превосходящих сил противника невозможно осуществить мимоходом, просто как промежуточную задачу. Для этого требуется ведение целого ряда длительных ожесточенных оборонительных сражений и операций. Но этого не было сделано.

В теории и практике оперативной подготовки оборона отрабатывалась далеко не так, как пришлось ее вести в 1941-1942 гг., а как вид боевых действий, к которому прибегают на непродолжительное время и на второстепенных направлениях, с тем, чтобы отразить нападение противника в короткие сроки и самим перейти в наступление.

Надо прямо сказать, что при той обороне, которая строилась по взглядам того времени, она никак не могла противостоять немецкому наступлению с массированным применением танков и авиации при 5-ти кратном превосходстве на избранных направлениях. В 1943 г. на Курской дуге войска имели значительно большие плотности ПТ средств, артиллерии и танков, в целом оборона была построена на глубину до 250 км и все равно противнику удалось в полосе Центрального фронта прорвать оборону на глубину до 35 км и были задействованы силы Степного (резервного) фронта. На оборону и в наше время надо смотреть совсем другими глазами.

Третий урок касается организации стратегического управления Вооруженными Силами. Исторический опыт показывает, что еще в мирное время должны быть приняты определенные решения, как будет осуществляться военно-политическое и стратегическое руководство.

Не было определено даже: кто будет Главнокомандующим Вооруженными Силами во время войны. Не были подготовлены защищенные пункты управления для Наркомата обороны и Генштаба. Пришлось на ходу перестраивать организацию стратегического руководства применительно к военному времени. Во всех звеньях слабо была организована связь, особенно радиосвязь. С этой проблемой мы столкнулись в 2008 г Южной Осетии.

Главное надо, чтобы и в наше время каждый командир ясно и во всей сложности представлял себе характер предстоящих боевых задач.

Четвертый урок относится к области военного строительства, подготовке органов управления и войск.

К сожалению, эти задачи не всегда решались в общей системе. Так, слабое оснащение танков и самолетов радиостанциями, делало их корпуса и дивизии плохо управляемыми. В 1941 г. половина состава механизированных и танковых корпусов при выдвижении для нанесения контрударов, не вышли на назначенные рубежи, из-за слабой подготовки механиков-водителей и отсутствия ремонтных средств. Если у немцев в танковых частях все машины, бензовозы, артиллерийские тягачи были на специальных высокопроходных машинах, то у нас большинство техники подавалось из народного хозяйства, которые отставали от танков и тормозили общее движение.

Оглядываясь в прошлое, с удивлением приходится отмечать, что за все предвоенные годы не было проведено ни одного учения, где органы стратегического руководства выступали бы в роли обучаемых и тренировались в выполнении своих обязанностей во время войны. Полноценные командно-штабные учения с привлечением войск не проводились также с управлениями фронтов и армий. На окружных маневрах войсками обеих сторон руководили сами командующие войсками округов, где ни они, ни их штабы не могли получить практику в управлении войсками применительно к фронтовым условиям.

В наше время в связи с применением как военных, так и невоенных средств, неизбежно привлекаются к обороне страны все управления правительства, Совета Безопасности. Со всеми с ними вместе с Генеральным штабом нужно проводить совместные учения и готовиться к выполнению оборонных задач во время войны. Тогда это будут действительно стратегическими учениями.

В свете прошлого опыта и с учетом характера современных угроз безопасности России Академия военных наук рассматривает и перспективы развития характера войн и способов их ведения. Некоторые из них нашли отражение и в новой военной доктрине России и в других официальных документах. Но надо иметь в виду, что военная доктрина – это официально принятые взгляды. Но наряду с этим в военной науке могут и должны существовать по тем или иным аспектам и другие альтернативные взгляды. Как говорил когда-то академик П.Капица: «Если в науке нет других взглядов и споров, то наука может идти только на кладбище, на свои похороны».

Возьмем такой основополагающий вопрос: что такое война? До сих пор было принято считать, что война – это продолжение политики иными, а именно насильственными средствами. В прошлом году в России принят федеральный закон «Об обороне» (ст.18), в котором говорится, что с момента объявления войны или фактического начала военных действий наступает война.

Но некоторые ученые и политики считают, что применение информационных, кибернетических и иных невоенных средств в наше время надо считать за начало войны. Но такие формы борьбы, как политико-дипломатические, экономические и другие применялись во все времена. Дело другое, что в наше время проявились новые технологии, которые делают новые формы борьбы особенно информационные, кибернетические более опасными. И поскольку эти средства применяются постоянно, то все страны могут оказаться в состоянии войны друг с другом. Такой вопрос не может решать каждая страна по своему усмотрению. Видимо, его надо выносить на рассмотрение Совета безопасности ООН. Следует отдавать себе отчет: все-таки война – это особое состояние общества и все государство в этом случае живет по другим законам – законам военного времени.

Утверждено также новое положение о Генеральном штабе, где поставлено ряд задач по разработке единого плана обороны страны, в разработке и осуществлении которого должны участвовать все государственные ведомства в соответствии с их функциями по внешне политическим, экономическим, информационным, правоохранительным и другим вопросам. В соответствии с этим создается и единый командный пункт для управления Вооруженными Силами, другими войсками и ведомствами, несущими свою долю ответственности за оборону страны.

Сейчас, например, некоторые политологи утверждают о том, что не нужно было связываться с Крымом, тогда мы не имели бы многих политических и экономических проблем, которые сейчас переживаем. Но все больше появляется и данных о том, что американцы настойчиво ставили перед Украиной вопрос о базировании своего флота в Севастополе и проамериканское правительство на Украине могло пойти навстречу требованиям американцев и тогда мы могли вообще потерять Черное море.

США тратят на так называемую «гибридную войну» огромные средства. В каждой стране у них есть сторонники, и они их хорошо снабжают. Да и террористы самых разных национальностей формируются и содержатся различными спецслужбами. И так во всем мире, в том числе и на Украине используются любые силы для того, чтобы создать управляемый хаос, внутренний переворот и насаждать угодных для них правителей.

Поэтому противодействие таким угрозам значительно усложняется, поскольку одновременно приходится противостоять внутренним и внешним силам. И всем этим делом внутри страны руководят оппозиционные силы и послы иностранных государств. Единственно чего мы не знаем, что делали наши дипломаты на Украине.

Поэтому давно напрашивается необходимость определения в масштабе государства органа, наделенного соответствующими средствами и правами, который бы координировал действия всех органов по противодействию этим угрозам. При всех обстоятельствах требуется выработать целую систему законодательных и управленческих мер, обеспечивающих внутреннюю устойчивость и безопасность государства.

И внешнеполитическая деятельность по обеспечению национальной безопасности страны должна носить более действенный характер. Еще в период, когда наша страна завоевала стратегический паритет, американцы и страны НАТО пришли к выводу, что при наличии ядерного оружия опасно затевать большую войну. Они ставку делали на достижение своих политических и стратегических целей двумя путями.

Во-первых, добиваться развала Советского Союза и отрыва от него отдельных республик путем всякого рода подрывных действий и цветных революций. Во-вторых, когда таким путем не достигаются цели, решать их по частям, прибегая к локальным войнам и конфликтам, как это было сделано в Ираке, Ливии, Сирии, на Украине и в других районах мира.

Сейчас и саму войну мыслится начинать с широкомасштабных экономических санкций, информационных операций и применения других невоенных средств, которые будут оказывать большое влияние и на характер боевых действий.

В 90-е годы мы вступали в соглашения с западными странами, во многом уступая им, полагая, что и они в каких-то вопросах пойдут нам навстречу. Но чем больше мы им уступали, тем больше они наглели и дошли до сегодняшних экономических и политических санкций.

Для сплочения стран СНГ и других союзных стран также нужны соглашения между ними, чтобы они были построены на взаимной глубокой заинтересованности. Например, коренной самый жизненный вопрос для центрально-азиатских стран – это вопрос о воде. Гибель Арала со временем скажется и на России. Ведь, когда был разработан проект, согласно которому предлагалось не вообще сибирские реки повернуть на юг, а направить только часть стока этих рек (около 10%). Но под предлогом разных (в ряде случаев явно преувеличенных страхов) отказались от этого проекта.

Но есть и ряд других проектов, например, использование Северного морского пути, осуществление которых могли бы заинтересовать и объединить эти страны друг с другом. Но главное, чтобы сама Россия была привлекательна для других стран, особенно в экономическом отношении. В Послании Президента РФ федеральному собранию сказано, что для обеспечения национальной безопасности России и вообще для дальнейших её судеб первостепенное значение имеет отход от сырьевой экономики и технологическое развитие современной экономики, как главного условия устойчивости и жизнеспособности государства.

Для создания прочного фундамента для патриотического воспитания граждан и утверждения идей защиты Отечества исключительно важно формирование объективного исторического и оборонного сознания общества и прежде всего противодействие фальсификации истории Великой Отечественной войны.

Теперь американцы хотят установить новое мировое господство через НАТО и Евросоюз, подчинить себе, прежде всего, Европу и направить её против России. Фальсификация истории нашего Отечества определенному кругу людей нужна также для того, чтобы дискредитировать идею защиты Отечества и военной службы.

Нацистский адмирал Карл Денниц, оставшись в мае 1945-го за Гитлера, издал приказ, где утверждалось, что вермахт сражался «героически» и «с честью выполнил воинский долг». А армию-победительницу охаивают в своей стране.

Академия военных наук многое делает для борьбы против фальсификации истории войны, но работу надо продолжать, сделать её более убедительной, вовлекать в эту работу ветеранов войны. Нам говорят: разве на войне все было гладко, не было показанных в фильмах и книгах упущений и провалов. Да, многое из этого было на войне и еще кое-что похуже. Но если бы война состояла только из этих неудач и неумелых действий, мы никак не могли прийти к победе… В книгах и фильмах нет подвигов, доблести и героизма наших солдат и офицеров, которые привели нас к победам.

Много и других вопросов обороны страны, которые требуют повседневного, более предметного руководства и координации усилий всех ведомств с учетом современных требований. И для повседневной координации решения оборонных вопросов было бы целесообразно наделить Министра обороны правами заместителя Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ не только в военное, но и мирное время.

Все вопросы обеспечения военной безопасности, обороны страны вооруженным путем возлагаются на Министерство обороны и другие ведомства Военной организации РФ. Но и эти задачи надо решать совместными усилиями других государственных органов.

Надо иметь в виду, во время войны экономическая или информационная борьба ведутся не только специфическими экономическими или информационными средствами и методами, но и путем физического уничтожения промышленных и информационных объектов, как это было, например, в Югославии в 1999 г. и в ходе других войн.

В наше время военные действия могут начаться с нанесения глобального удара с целью выведения из строя высокоточным оружием ядерных средств и проведения специальных операций. В ядерной стратегии США в последнее время первостепенное значение придается тому, чтобы рядом упреждающих мер не допустить или сорвать ответный ядерный удар противостоящей стороны. Прежде всего, форсируется создание высокоточного стратегического оружия в обычном снаряжении, создаются разветвленная система ПРО и космические средства, способные перехватывать стратегические ракеты, спецподразделения, имеющие задачу еще до войны и с началом войны проникать в тыл противника и уничтожать его стратегические ядерные средства. С нашей стороны требуется разработка соответствующих средств и способов противодействия таким средствам и способам действий противника.

В целом при существующих угрозах от Вооруженных Сил требуется первоочередная готовность к решению боевых задач в локальных войнах, конфликтах, антитеррористических операциях и мобилизационная готовность для региональных и других крупномасштабных войн.

В некоторых политических и экспертных кругах либерального толка считается хорошим тоном говорить о том, что никаких массовых сражений с применением большого количества танков и артиллерии больше никогда не будет, будут в основном боевые столкновения в воздухе и космосе в течение нескольких суток и на этом всё закончится. Немного стоят и разговоры о том, что в будущем не потребуется заниматься прорывом обороны, централизованным огневым поражением, что все огневые средства противника должны уничтожаться немедленно высокоточным оружием по мере их обнаружения.

Если исходить не из идеологических установок, а реальной жизни, не удастся избежать и массированного применения артиллерии и танков. В зоне Персидского залива в 1991 г. участвовало около 10 тыс. танков. Это больше, чем в Берлинской операции в 1945 г., где с обеих сторон участвовало 6300 танков.

Да и борьба с террористами ведется не только мелкими группами. Они могут захватывать целые страны и устанавливать там свою власть, как это было в Афганистане.

Особое значение приобретает ускоренное создание системы воздушно-космической обороны (ВКО). При современном характере вооруженной борьбы центр её тяжести основные усилия переносятся в воздушно-космическое пространство.

Это требует решения задач ВКО не только сугубо оборонительными средствами ПВО, ПРО, а объединенными усилиями и активными действиями всех видов Вооруженных Сил.

Часто говорят: мы не будем готовиться к прошлой войне. Это и невозможно. Каждый бой и война уникальны и неповторимы. Важно, чтобы мы из этого опыта сохранили те рациональные зёрна, которые определяют тенденции развития военного искусства. И в Великой Отечественной войне, несмотря на неудачи в начале войны, мы ведь победили сильного и коварного врага. С точки зрения извлечения уроков из опыта войны, надо бы нам поглубже задуматься, как эта армия, терпевшая в 1941 г. такие неудачи, 1945 г. вышла к Берлину совершенной иной, отлаженной во всех отношениях несокрушимой силой.

Как было все это достигнуто, об этом тоже надо еще подумать, чтобы полнее учесть уроки Великой Отечественной войны.

 

Авторизация

Хотим вас спросить

Как Вы оцениваете успехи ВС РФ в Сирии?

Положительный и бесценный опыт. - 69.6%
Успехов мало. Только деньги потратили. - 30.4%

Всего проголосовало: 23
The voting for this poll has ended on: 03 Окт 2017 - 19:35

Фотогалерея

Наши партнеры







Доноры - детям