АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Cтруктура АВН

Научные публикации

Кто на сайте

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Боевые уставы – критерий в оценке состояния военной теории и практики

Рейтинг:   / 9
ПлохоОтлично 

Доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, полковник Корабельников А.А.

кандидат военных наук, доцент, заслуженный работник высшей школы РФ полковник Денисов А.Е.

Что такое  боевые уставы? У многих данный вопрос вызовет недоумение. Не знаешь, бери энциклопедический словарь и читай. Там предельно ясно и в сжатой степени дано пояснение. Давайте воспользуемся подобным советом.


Боевой устав, официальный руководящий документ, содержащий теоретические положения и практические рекомендации по использованию войск в бою, подготовке и ведению боевых действий, всестороннему их обеспечению и управлению ими. Боевой устав может быть общевойсковым или вида Вооружённых Сил. Разрабатывается на основе положений военной доктрины, опыта войн, боевой и политической подготовки Вооружённых Сил, достигнутого ими уровня развития и перспектив технического оснащения и организационного строительства, а также с учётом развития военно-теоретической мысли.

Нам необходимо критически подойти к предлагаемому определению сущности боевых уставов. Не должно вызывать сомнения то, что они должны разрабатываться на основе положений военной доктрины. Следующим критерием в выборе подходов в разработке боевых уставов должна быть глубокая и всесторонняя оценка состояния войсковых формирований, и в целом Вооружённых Сил. Содержание боевых уставов будет пронизано субъективизмом, а скорее даже лженаучными выкладками, без учёта технической оснащённости соединений, воинских частей и подразделений вооружением, военной техникой и материальными средствами. Рассуждать о формах и способах действий воинских формирований без учёта их организационной структуры, значит уподобиться фантазиям, перед которыми приключения барона Мютхаузена будут казаться детской забавой. Следовательно, об объективности боевых уставов можно судить по тому, насколько полно и комплексно учтены положения военной доктрины, техническая оснащённость войск и их организационная структура. А опыт войн, боевой подготовки не играют определяющей роли. Те или иные положения опыт войн и боевой подготовки могут быть использованы для  подтверждения соответствующих теоретических положений, закрепляемых в боевых уставах.

Следует отметить, что этот документ предназначен для регламентирования деятельности войск в боевой обстановке. Это, во-первых.

Во-вторых, он разрабатывается  на основе положений военной  доктрины. Данное положение и обязывает нас по-иному взглянуть на сущность и содержание данного документа в современных условиях.

В-третьих, при разработке новых боевых уставов необходимо самое пристальное внимание уделять и учитывать уровень технической оснащённости войсковых формирований и их организационно-штатную структуру.

В-четвёртых, необходимо базироваться на состояние военно-теоретической мысли. Применительно к нынешнему состоянию военно-теоретическая мысль (состояние развития оперативного искусства и тактики) находится на уровне второй мировой войны, что обусловливает необходимость кардинального её развития.

Исходя из изложенного, необходима корректировка содержания статьи энциклопедического словаря. Предлагается следующая её редакция.

Боевой устав, официальный руководящий документ, содержащий теоретические положения и практические рекомендации по применению соединений, воинских частей и подразделений, подготовке и ведению тактических действий, всестороннему их обеспечению и управлению ими. Боевой устав может быть общевойсковым или вида Вооружённых Сил. Разрабатывается на основе положений военной доктрины, уровня технического оснащения и организационного строительства соединений, воинских частей и подразделений, опыта войн, боевой подготовки,  а также с учётом развития военно-теоретической мысли.

Трудно переоценить значимость объективной разработки новых уставных документов не только их структуры, но и уточнения названий.  А в этом есть большая необходимость, так как структура и содержание любого документа, тем более уставного, должны соответствовать его названию и наоборот, наименование должно охватывать содержание документа и соответствовать ему. Это аксиома.

Существующий в настоящее время боевой устав имеет одинаковое название у всех четырёх частей «Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя», разнящихся только масштабом общевойсковых тактических формирований: дивизия, бригада, полк; батальо, рота; взвод, отделение, танк; пулемётно-артиллерийская  дивизия, полк. Разработанные проекты боевых уставов по количеству своему сохранены, только изменения претерпела иерархическая структура воинских формирований.

Отметим сразу, что название существующего Боевого устава выбрано неудачно. Почему?

Во-первых,   в   его   первую   часть   не   вписываются   главы по основам общевойскового боя,  передвижению войск и расположению войск на месте.   Их   содержание   не   входит   ни   в   подготовку,   ни   в ведение общевойскового боя. Кроме того, первая глава является осново- полагающей,  так как на основе именно её положений осуществляется подготовка, ведение  и   всестороннее   обеспечение   общевойскового боя.   А   мероприятия (действия), проведение которых предусмотрено требованиями глав по передвижению и расположению войск предшествуют как подготовке, так и ведению различных видов общевойскового боя.

А теперь обратимся к истории и попробуем выяснить сущность данного понятия. Исходя из структуры общевойсковых формирований, уровня их технической оснащённости целесообразно иметь один официальный руководящий документ, в котором должны быть изложены действия бригады и батальона. Для формирований типа рота, взвод, отделение необходимо разрабатывать рекомендации и памятки для действий в типовых условиях боевой и другой обстановки. Такой подход позволит исключить разработку боевых уставов для подразделений ниже уровня батальона.

В этой связи для устранения данной методологической  неточности в большей мере подходит название ранее существовавшего устава. Это был Полевой устав. В соответствии с положениями энциклопедических словарей его сущность заключается: «Полевой устав, официальный документ, определяющий основные положения подготовки и ведения общевойскового боя частями и соединениями, управления войсками, организации их передвижения, расположения на месте, а также обеспечения в различных условиях боевой обстановки …». Данное предложение обусловлено не данью сегодняшнего дня, а объективной потребностью. Подразделения, воинские части и соединения должны ориентироваться на действия в полевых условиях.

Во-вторых, название третьей части Устава - «Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя (взвод, отделение, танк)» выглядит некорректно.  Эти  подразделения не являются общевойсковыми. Они не подготавливают и не ведут общевойсковой бой, а лишь участвуют в таком бою вышестоящей инстанции.

И, в-третьих, если подходить скрупулёзно, буквально к выражению «подготовка и ведение общевойскового боя», то оно вызывает сомнение. Дело в том, что подготовка любого вида боя - оборонительного или наступательного, как значится в соответствующих статьях всех четырёх частей устава, включает его организацию (принятие решения, рекогносцировку, постановку боевых задач, планирование, организацию огневого поражения, взаимодействия, всестороннего обеспечения, управления), подготовку командования, штабов, войск и другие мероприятия.


Первым компонентом организации боя является принятие командиром дивизии (бригады, полка) решения на бой, которое  начинается с уяснения полученной задачи, но общевойсковому бою не присущи, ни цель, ни задачи.  Короче говоря, задача на подготовку и ведение общевойскового боя не лишена смысла. Поэтому не случайно в практике боевой подготовки войск, в учебном процессе  военно-учебных заведений, да и в реальной боевой обстановке, решение на общевойсковой бой, никогда не принималось, а принималось решение на оборонительный и наступательный бой.

Что касается понятия «общевойсковой бой», то оно указывает, прежде всего, на характерные черты современного любого боя, которые ведутся общевойсковыми формированиями, и на то, что каждый бой, (оборонительный или наступательный) ведётся объединёнными усилиями подразделений, воинских частей и соединений Сухопутных войск и других видов и родов войск Вооружённых Сил. Короче говоря, подготавливается и ведётся не общевойсковой бой, а оборонительный, наступательный и встречный бои, которым присущ общевойсковой характер.

Это третье замечание может показаться в какой-то мере «буквоедством», но мы все, же придерживаемся мнения, что «вещи должны называться своими именами».

Всё это подкрепляет вывод о необходимости изменения названия действующего Устава. Предлагается сохранить его прежнее название «Боевой устав Сухопутных войск». А если подходить с позиции уровня  развития и перспектив технического оснащения и организационного строительства Сухопутных войск, этот устав может быть назван «Полевым уставом». При таком названии исключаются указанные недостатки.

О содержании Боевого устава Сухопутных войск. Определяя содержание устава, необходимо учитывать современную международную обстановку и перспективы её развития. Точнее - исходя из неё, учитывать к каким войнам должна быть готова наша страна, и чтобы уставной документ был универсальным   позволял готовить офицерские кадры в военно-учебных заведениях и войска к ведению любых войн (глобальных и региональных), которые могут быть развязаны агрессором, и конфликтов, обусловленных внутренними противоречиями.

В военной доктрине в разделе «Применение Вооружённых Сил и других войск» определены основные задачи, которые решаются соединениями, воинскими частями и подразделениями в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и военное время. Анализ содержания поставленных задач в целом для Вооружённых Сил и применительно к  каждой частной задачи обусловливает необходимость в постановке вопроса покоренному изменению названия данного документа. Наиболее приемлемым вариантом названия данного уставного документа может быть следующим: «Правила применения Сухопутных войск Российской Федерации». Представляем, какой критике может быть подвергнуты предложения по  подходу к названию уставного документа, и само его название. Однако призываем, взвешено подойти  и к требованиям военной доктрины, и к структуре войсковых формирований, и возлагаемых на них задач и т.д.

Не следует исключать варианта по необходимости уточнения названий уставов, регламентирующих повседневную деятельность военнослужащих. Поэтому, содержание уставов, включённых в Общевоинские уставы, целесообразно переработать и свести в единый документ, например, под названием «Устав жизнедеятельности войск Вооружённых Сил Российской Федерации». В предлагаемый документ необходимо включить два раздела, отражающих жизнедеятельность войск в мирное время – первый раздел, а во втором – в военное время.

Исходя из положений военной доктрины, целесообразно уточнить структуру Боевого устава Сухопутных войск. В ней предлагается иметь три части: часть первая  должна быть посвящена тактическим действиям мотострелковой (танковой) бригады в период осуществления мер стратегического сдерживания и контртеррористической операции; часть вторая – действиям бригады в период непосредственной угрозы агрессии когда  осуществляются мероприятия стратегического развёртывания; часть третья – тактическим действиям бригады в ходе стратегической операции. Структура этих частей может, примерно, выглядеть так.

Часть первая.

Тактические действия  мотострелковой (танковой)                бригады в период осуществления мер стратегического сдерживания и контртеррористической операции

Глава первая. Основы применения мотострелковой (танковой) бригады при осуществлении мер стратегического сдерживания. Формы и способы действий её подразделений при выполнении задач.

1. Меры стратегического сдерживания и основы применения бригады при их осуществлении.

2. Формы участия бригады в осуществлении мер стратегического сдерживания и способы выполнения задач.

3. Тактические действия бригады при осуществлении мер невоенного и силового характера.

Глава вторая. Основы применения мотострелковой (танковой) бригады в контртеррористической операции. Формы и способы действий её подразделений при выполнении задач.

1.  Факторы, обусловливающие необходимость проведения контртеррористической операции.

2. Формы участия бригады в контртеррористической операции.

3.Управление и всестороннее обеспечение действий бригады в контртеррористической операции.

Глава третья. Тактические действия бригады при выполнении задач в ходе контртеррористической операции.

1. Организация действий бригады с введением правового режима контртеррористической операции.

2. Действия бригады по расширению контролируемой территории.

3. Действия бригады при поддержании конституционного порядка.

Часть вторая.

Тактические действия мотострелковой (танковой) бригады в  период стратегического развёртывания

Глава первая. Основы применения бригады в период   стратегического развёртывания.

1.Меры стратегического развёртывания и основы применения бригады при их осуществлении.

2.Формы участия бригады в осуществлении мер стратегического развёртывания.

3.Тактические действия бригады при осуществлении мер стратегического развёртывания.

Глава вторая. Действия бригады при переводе с мирного на военное время

1.Условия, обусловливающие необходимость проведения контртеррористической операции.

2.Формы участия бригады в контртеррористической операции.

3.Управление и всестороннее обеспечение действий бригады в контртеррористической операции.

Глава третья. Тактические действия  бригады при создании группировок войск

1.Основы создания группировки войск.

2.Роль, место и задачи бригады в группировке войск.

3.Формы применения и способы тактических действий бригады в составе группировки войск


Часть третья

Тактические действия мотострелковой (танковой)    бригады в ходе стратегической операции

Глава первая. Основы тактических действий

1. Общевойсковой бой, способы его ведения и средства вооруженной борьбы

2. Основы применения соединений и частей в общевойсковом бою

3. Основы огневого и радиоэлектронного  поражения противника

Глава вторая. Управление подразделениями

1.Основы управления. 2. Система управления. 3. Основы работы коман- дира и штаба по управлению подразделениями. 4. Основы организации взаимодействия. 5. Комендантская служба.

Глава третья. Оборона.

1.Основы обороны. 2. Подготовка обороны. 3. Ведение позиционной обороны. 4. Ведения маневренной обороны. 5. Особенности обороны во втором эшелоне (общевойсковом резерве) регионального командования (армии, корпуса) и участие в контрударе. 6. Оборона водных преград.

7. Оборона города и другого населенного пункта.8. Противодесантная оборона морского побережья и оборона островов.9. Отход войск. 10. Бой в окружении и выход из окружения. 11. Оборона в особых условиях.

Глава четвертая. Наступление.

1.Основы наступления. 2. Подготовка наступления. 3. Ведение наступле- ния. 4. Прорыв укрепленного района. 5. Форсирование водных преград.

6. Овладение городом и другим  населенным пунктом. 7. Действия в морском десанте. 8. Преследование. 9. Боевые действия в отрыве от главных сил. 10. Наступление в особых условиях. 11. Организация и ведение встречного боя.

Глава пятая. Применение тактического воздушного десанта.

Основы применения десанта. 2. Подготовка применения тактического воздушного десанта. 3. Десантирование и ведение боевых действий десантом.

Глава шестая. Передвижение войск.

1.Марш. 2. Перевозка войск.

Глава седьмая. Расположение войск на месте.

Глава восьмая. Всестороннее обеспечение боя (боевых действий).

1. Боевое обеспечение( разведка, психологическая борьба, охранение, радиоэлектронная борьба, тактическая маскировка, инженерное обеспечение, радиационная, химическая и биологическая защита, топогеодезическое обес- печение, гидрометеорологическое обеспечение).

2. Морально-психологическое обеспечение.

3.Материально-техническое обеспечение.

4. Тыловое и медицинское обеспечение.

При разработке нового устава по тактике общевойсковых подразделений, воинских частей и соединений Сухопутных войск необходимо сохранить преемственность, т.е. учесть или точнее, сохранить всё положительное своего предшественника. На начальном этапе работы уточнить и по-новому, изложить многие положения существующего устава и дополнить рядом новых уже сложившихся положений.

В статье необходимо коротко рассмотреть влияние на развитие уставных документов технической оснащённости войск. В оценке влияния данной составляющей следует исходить из требований военной доктрины, наличия образцов и комплексов вооружения и военной техники в соединениях постоянной готовности, на базах хранения и возможностях промышленности по восстановлению потерь и обеспечению мобилизационного развёртывания.

Как это отражено в военной доктрине? Основной задачей оснащения Вооружённых Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой является создание и поддержание взаимоувязанной и целостной системы вооружения в соответствии с задачами и предназначением их, формами и способами применения соединений, воинских частей и подразделений, экономическими и мобилизационными возможностями государства.

Состояние парка вооружения и военной техники удручающее. Подтверждением этого служат следующие данные.  Так, основу бронетанковой техники составляют образцы, разработанные и поставленные на снабжение в 70-90-х годах прошлого века. В настоящее время на оснащении войск находится примерно следующее количество бронетанковой техники: танков – около 20500 , БМП – 13600, БТР- 6300, БМД – 2600, КШМ – 750.

Парк бронетанковой техники характеризуется разномарочностью и наличием значительного количества модификаций: танков – 8 марок и 45 модификаций, БМП – 3 марки и 8 модификаций, БТР – 5 марок и 12 модификаций, БРМ – 4 марки и модификаций, кшм – 2 марки и 3 модификации, БМД – 5 марок и 8 модификаций, средств ремонта и эвакуации 14 марок и 21 модификация.

Танковый парк распределяется следующим образом: т-90 – 270 ед. (1%), Т-80- 5130 ед. (25%), Т-72 – 7400 ед. (36%), Т-64 – 2500 ед. (13%), Т-62 – 3650 ед. (19%),  Т-55 1100 ед.(5%), ПТ-76 40 ед. (1%). К современным танкам относятся Т-72БА, Т-80У, Т-90, что составляет 6% от численности танкового парка, остальные относятся к устаревшим и составляют 94%. Следует отметить, что примерно такое состояние и в других видах военной и специальной техники. Вполне естественно, что такое состояние с боевой техникой не позволят выполнить задачу по обеспечению функционального и организационно-технического единства систем вооружения Вооружённых Сил и других войск.

При разработке штатов новых бригад руководство Министерства обороны столкнулось с проблемой, которая конечно возникала и раньше. Однако на современном этапе она вышла в разряд неразрешимых проблем. Так, из-за разнообразия типажа вооружения и военной техники не удаётся перейти к единым штатам не только соединений, но и подразделений. Ситуацию осложняли попытки ввести в штаты новые и перспективные образцы вооружения и военной техники, часть которых ещё даже не прошла испытания.

Опыт двухлетнего эксперимента по реформированию Сухопутных войск позволяет сделать вывод, что хотя и было проделано много, но всё же не все изменения оказались эффективными. Так, штаты бригад «нового облика» оказались очень «сырыми»  и требуется их доработка и внесение в них  существенные изменения и дополнения. Чтобы не повторять ошибки предыдущих лет, а они были обусловлены отсутствием базовых документов в виде военной доктрины, должны быть внесены коррективы  в ход реформирования.

Коррективы внесены. Штаты бригад «нового облика» решено снова, переформировать. Вместо мотострелковых, танковых, десантно-штурмовых бригад решено создать полностью однотипные  «тяжёлые», «средние», и «лёгкие» бригады.  Положительным моментом  является то, что решили не очень спешить, а начать с практической отработки экспериментальных штатов и по мере проведения процесса боевой подготовки вносить необходимые изменения. Однако и на этот раз упущены основополагающие принципы по созданию организационных структур. Не учтены положения Военной доктрины, а также возможности по техническому оснащению.

Следует коротко остановиться на некоторых подходах в структуре тактических сил. Исходя из анализа военно-политической обстановки наиболее рельефно вырисовываются внутренние угрозы. Поэтому необходимо количество общевойсковых соединений постоянной готовности прировнять к количеству субъектов федерации. Соответственно их размещение должно быть при административных центрах субъектов федерации. Такой подход обеспечит выполнение основных задач, возлагаемых на общевойсковые формирования в мирное время, а именно: защиту суверенитета, целостности и неприкосновенности территории государства,  выполнение мероприятий стратегического сдерживания, а самое главное, поддержание способности Вооружённых Сил в мобилизационной готовности и к заблаговременному развёртыванию группировок войск на потенциально опасных стратегических направлениях и к боевому применению.

Для кардинальной разработки новых уставных положений, которые определили бы лицо Устава, необходимо знать положения основополагающих нормативных актов и творческое их использование. Немаловажным  является и учёт состояния Вооруженных Сил и возлагаемых на них задач в мирное  время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время. Непременно должно быть учтено, прежде всего, какие изменения произошли или произойдут в факторах, которые предопределяют развитие тактики и оперативного искусства. Это, в первую очередь, средства вооружённой борьбы, отечественные и зарубежные. Какие усовершенствования произошли в существующем вооружении и технике, тактические характеристики различных образцов вооружения. Но, к сожалению, такими полными данными мы не располагаем. Необходимо иметь оргштатную структуру соединений, воинских частей и подразделений, обеспечивающей им надёжное выполнение поставленных задач в  мирного времени, а также перестройку их в период стратегического развёртывания и выполнения задач  военного времени. Откуда и когда мы получим такие данные? Кроме того, необходимо исходить из единого понимания взглядов наиболее сильных вероятных противников на подготовку и ведение боевых и других действий в ближайшей перспективе. Желательно бы иметь такой обобщённый материал. Это может облегчить разработку уставных документов в пределах сжатых сроков их готовности.

Авторизация

Если вы хотите стать зарегистрированным пользователем, обратитесь к администратору на почту admin@avnrf.ru.

Хотим вас спросить

Как вы считаете в каком состоянии находится современная военная наука?

Все замечательно. Мы впереди планеты всей. - 13%
Российская военная наука умерла. - 39.1%
Не так все плохо, но есть к чему стремиться. - 47.8%

Всего проголосовало: 23
The voting for this poll has ended on: 04 Июль 2018 - 19:06

Фотогалерея

Наши партнеры







Доноры - детям