АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Cтруктура АВН

Научные публикации

Кто на сайте

Сейчас 62 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Актуальные вопросы создания и применения воинских контингентов в составе коллективных сил оперативного реагирования организации договора о коллективной безопасности

Рейтинг:   / 9
ПлохоОтлично 

Доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, полковник Корабельников А.А

С точки зрения теории и практики коалиционного руководства вооружённой борьбой заслуживает внимания опыт военно-политического руководства и учёных Республика Беларусь. Свои взаимоотношения с другими государствами Республика Беларусь, независимо от складывающейся политической коньюктуры, строит на основе соблюдения принципов равноправия, взаимоуважения и невмешательства во внутренние дела, иных принципов международного права.

 

Республика Беларусь выступает за создание системы европейской безопасности, содействующей активизации деятельности международных институтов безопасности на глобальном и региональном уровнях, с учётом интересов всех заинтересованных государств на основе принципов доверия и взаимопомощи. Республика Беларусь рассматривает своё участие в договоре о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и создание эффективного механизма обеспечения безопасности в рамках Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года как реальные шаги в этом направлении.

Российская Федерация обязуется выделять воинские контингенты в состав миротворческих сил Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) для участия в операциях по поддержанию мира по решению Совета  коллективной безопасности ОДКБ. Российская Федерация предусматривает выделять воинские контингенты в состав Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ в целях оперативного реагирования на военные угрозы государствам – членам ОДКБ и решения иных задач, определённых Советом коллективной безопасности ОДКБ, для их применения в порядке, предусмотренном Соглашением о порядке оперативного развёртывания, применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развёртывания Центрально - Азиатского региона коллективной безопасности.

Замыслом данной работы является, во-первых, дать некоторое обобщение вопросов, относящихся к условиям возникновении деятельности тех или иных военных коалиций (союзов), сосредоточивая главное внимание на особенностях коалиций послевоенного периода, показать их место и роль в современную эпоху; во-вторых, рассмотреть всесторонне основу создания военных коалиций (союзов), органов коалиционного руководства, некоторые способы решения ими военных задач.

Анализ развития событий в мире, связей и отношений между государствами на международной арене, переплетение и взаимное столкновение их политических интересов, наличие военного блока и попытки создания в противовес ему соответствующих коллективных сил, дают основание предположить, что в случае если американцам  удастся развязать глобальную войну, то противоборствующие стороны будут вести её коалиционными силами. В этой связи исследование исторического опыта подготовки и ведения операций формированиями коалиционного состава, определение наиболее существенных проблем, изыскание путей их решения в современных условиях приобретают особо важное  как теоретическое, так и практическое значение.

История войн даёт немало примеров совместных боевых действий двух и более национальных армий против общего врага. Широкое распространение коалиционные действия получили в период зарождения капитализма. При этом наиболее поучительным применительно к современным условиям может являться опыт, относящийся к военным коалициям, особенностям войны, характеризующим первую мировую войну как войну коалиционную. Анализ опыта действий коалиционных войск позволяет сделать вывод, что внутрикоалиционные противоречия, в основе которых лежала неравномерность экономического и политического развития государств Антанты, не позволили им достигнуть общих целей войны в короткие сроки, а важнейшие проблемы коалиционного руководства были лишь достоянием протокольных записей союзнических конференций и многочисленных совещаний представителей главных командований государств Антанты.

Таким образом, военные союзы капиталистических государств в первой мировой войне оказались непрочными и ненадёжными. В этом состояла главная трудность ведения коалиционной войны, обусловленная тем, что в этой войне каждый из участников преследовал свои цели.

Явным пробелом является ограниченность исследования коалиционного характера гражданской войны в СССР, в которой, с одной стороны, действовали силы международного империализма в союзе с российской буржуазией, а с другой – коалиция нового типа – союз советских республик.

Необходимо коротко остановиться на проблемах в управлении коалиционными группировками войск в период ведения военных действий в годы второй мировой войны. Так, перед англо-американским руководством вопрос создания антигитлеровской коалиции возник с началом войны. Её решение приняло затяжной характер. Около года потребовалось только на создание Объединённого комитета начальников штабов для координации действий союзных войск. Большой преградой в обеспечении совместных действий было расхождение точек зрения английского и американского командований на их ведение.

На разработку операций уходило много времени, поскольку представители сторон неохотно шли на взаимные уступки или соглашались только под нажимом. Стремление каждой из них отстоять свои политические интересы, которые сводились к укреплению собственного влияния, существенно обостряло проблему управления. Дополнительные сложности возникали вследствие различия господствовавших в этих государствах военных доктрин. Кроме того, каждое из них стремилось достичь на том или ином театре своих политических и военных целей и захватить доминирующее положение.

Более сложным было коалиционное руководство войсками сателлитов в фашистском блоке. Причины заключались не только в том, что у них не было специальных совместных органов управления, но и в антагонизме и недоверии в отношениях между ними, что было следствием несправедливого, реакционного характера войны, навязанной ими народам Европы.

Прямое подчинение национальных вооруженных сил стран-сателлитов германскому командованию, ведение ими боевых действий в соответствии с решениями руководства вермахта, игнорирование предложений, несовпадающих с намерениями гитлеровцев неизбежно приводило к трениям, разногласиям, затягивало решение вопросов. Обязательства, которые брала германия по отношению к своим партнёрам, часто не выполнялись.

Острые внутрикоалиционные противоречия не позволяли решать даже основные проблемы совместных операций. Перенос военных действий за пределы территории СССР еще больше усложнило координацию совместных действий в рамках коалиции и привело к её окончательному развалу.

 

Применительно к прошлому столетию общей тенденцией в применении союзных армий является неуклонное расширение сфер и уровней военной интеграции: от стратегического до тактического, от самостоятельного использования национальных армий в зонах их ответственности до формирования смешанных объединений, от временного создания коалиционных группировок войск накануне и в ходе войны, до организации постоянно функционирующих объединённых вооружённых  сил и органов управления ими уже в мирное время.

В современных условиях в Североатлантическом блоке особое внимание уделяется созданию и совершенствованию разветвлённой, полностью боеготовой системы стратегического и оперативного руководства его вооружёнными силами. На постоянной основе функционируют верховные главные командования объединенных вооружённых сил, для обеспечения их деятельности созданы сеть защищённых, подвижных пунктов управления и разветвлённые системы связи.

В целях дальнейшего развития системы управления коалиционными силами в масштабе блока ведётся работа по совершенствованию организационной структуры войск и органов управления, повышению мобильности и живучести пунктов управления, унификации и стандартизации военной техники и основных оперативных документов, развитию системы связи,  внедрению средств автоматизации в процессы управления войсками, повышения уровня языковой подготовки, практической отработке вопросов управления. Однако следует отметить, что в вопросах создания группировок коалиционных войск и методах их управления военно-политическое командование США  всё более проявляются подходы, характерные для коалиционного руководства войсками сателлитов в фашистском блоке.

Изучение и творческое использование опыта минувших воин в области создания коалиционных сил и управления ими имеют большое значение. Однако формирование и развитие союзнических отношений с государствами-членами ОДКБ и государствами СНГ носит сложный характер, а если судить по вопросу создания коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) – запоздалый характер. Промедление в создании воинских контингентов Коллективных сил оперативного реагирования следует расценивать как противостояние политической установке руководства страны, подрыв национальной безопасности государства и в целом Содружества независимых государств. Такая позиция авторов основывается не столько на анализе военно-политической обстановке в мире, сколько на степени реализации требований Военной доктрины. В данном документе определено, что основными приоритетами в военно-политическом сотрудничестве с государствами – членами ОДКБ является консолидация усилий и создание коллективных сил в интересах обеспечения коллективной безопасности и совместной обороны.

Вышеизложенные требования обусловлены все более проявляющимися тенденциями в развитии интеграции государств-участников ОДКБ в интересах обеспечения безопасности, сред которых можно выделить следующие: доминирование факторов, способствующих развитию интеграции в интересах обеспечения безопасности государств; развитие интеграции в различных форматах сотрудничества; нарастание серьёзных негативных изменений в национальных военных организациях; сосредоточение усилий на обеспечении согласованного развития сил и средств для Коллективных сил. К факторам, способствующим развитие интеграции следует отнести: наличие общих угроз безопасности и общих стратегических интересов; развитость правовых основ и наличие опыта реализации идей коллективной безопасности; геополитическое противодействие США интеграции в военной области; ограниченность экономических возможностей многих государств и др.

Необходимо напомнить и о форматах сотрудничества: СНГ; ОДКБ; Союзное государство РФ и РБ; Межгосударственные соглашения и договоры.

К проблемам в реализации создания Коллективных сил следует отнести: низкий уровень информационного обеспечения; значительное количество морально и физически устаревшего вооружения и военной техники; разукомплектованность ВВТ и высокий уровень выработки технического ресурса; отсутствие требуемого уровня автоматизации управления; низкая укомплектованность подготовленными кадрами; незавершённость в формировании облика вооруженных сил и отсутствие чёкой определённости в создании группировок войск в соответствии с возможными военными угрозами.

Консолидация усилий в создании коллективных сил проявляется в формировании нормативно-правовых документов. Подтверждением этого служат согласованные по содержанию Военные доктрины. Существенным  шагом в обеспечении коллективной безопасности и совместной обороны могут являться требования и рекомендации конституционных законов о борьбе с терроризмом. Обеспечение региональной и международной безопасности, осуществляемой через комплекс мероприятий миротворческой деятельности, в наибольшей степени отработан как на законодательном уровне, так и на уровне уставных документов для воинских контингентов. Таким образом, нормативно- правовая основа в государствах-членах ОДКБ отработана и позволяет приступить к формированию Коллективных сил оперативного реагирования.

Для управления региональной группировкой войск (сил), создаваемой с целью обеспечения коллективной военной безопасности Союзного государства, решением Высшего Государственного Совета союзного государства на базе Министерства обороны Республики Беларусь (Генерального штаба Вооружённых Сил) в угрожаемый период создаётся коллегиальный орган военного управления – Объединённое командование региональной группировкой войск (сил).

Каковы же необходимо иметь Коллективные силы оперативного реагирования, чтобы была обеспечена цель оперативного реагирования на военные угрозы государствам-членам ОДКБ? Нет сомнения в том, что они должны состоять из воинских формирований из состава сухопутных войск, военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, а также военно-морских сил. Они должны иметь, совершенную организацию и оснащены всеми современными средствами борьбы. При этом следует исходить из общего состояния вооружённых сил и возможных военных угроз. Последнее непременно должно учитываться при определении структуры воинских формирований Коллективных сил.

Высокая степень боевой готовности войск, выделенных в состав Коллективных сил, должен обеспечиваться, прежде всего, высокой политической сознательностью их личного состава, воспитываемого в духе  патриотизма, а также надлежащей военной выучкой и боевой слаженностью совместных действий.

Силы и средства, выделяемые государствами – участниками ОДКБ в состав коалиционных сил (группировок войск) в регионах коллективной безопасности, могут применяться при решении задач по поддержанию мира, стабильности и сдерживания потенциального противника в мирное время (в конфликтах низкой интенсивности), в период непосредственной угрозы агрессии (в конфликтах средней интенсивности), в региональных и глобальных войнах (в войнах высокой интенсивности).

 

Исходя из имеющихся соглашений и договорённостей с государствами – участниками ОДКБ предполагается иметь следующие регионы коллективной безопасности: Восточно-Европейский, Кавказский и Центрально-Азиатский. Восточно-Европейский регион коллективной безопасности включает территорию Калининградского особого района и Республика Беларусь. Кавказский регион коллективной безопасности предполагается иметь на территории субъектов  федерации на Северном Кавказе и Республики Армении. Центрально-Азиатский регион коллективной безопасности необходимо  иметь с включением территорий субъектов федерации, граничащими с Республикой Казахстан, а также территории Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Республики Казахстан.

В каждом регионе коллективной безопасности сосредоточено значительное количество важных государственных и военных объектов, подлежащих прикрытию от ударов средств воздушного (воздушно-космического) нападения, а также охране и обороне. Наибольшее число важнейших объектов сосредоточено в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности на территории Республики Беларусь и в Калининградском особом районе Российской федерации.

В основе повышения боевых возможностей Коллективных сил должно лежать проведение согласованных с планом создания общей системы коллективной безопасности, мероприятий создания и совершенствования единых региональных систем в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности, обеспечивающих достижение требуемого количественно-качественного состава их основных функциональных компонентов.

Принцип непрерывного совершенствования организационной структуры союзных армий, соразмерного развития видов вооружённых сил и родов войск, поддержания их в постоянной боевой готовности в  соответствии с уровнем развития военного дела и современных требований коалиционной войны должен лежать в основе строительства и развития Коллективных сил. Придавая большое значение новейшим средствам и способам ведения войны, правительства государств - участниц ОДКБ вместе с тем считают, что сила нового оружия, в конечном счёте, определяется людьми, овладевшими этим оружием и способами ведения тактических действий, операций и войны в целом.

В военной организации государств – участниц ОДКБ установились многообразные формы военного сотрудничества и братской дружбы. Это способствует развитию каждой союзной армии, успешному решению задач повышения боевой готовности национальных армий и Коллективных сил и в целом военной организации ОДКБ. Разумеется, военное сотрудничество может проявляться лишь при условии хорошо налаженного, эффективно действующего сотрудничества между странами ОДКБ в политике, экономике, в области науки, в том числе и военной, и культуры.

На современном этапе одной из наиболее эффективных форм братского сотрудничества в рамках формата сотрудничества, в том числе и в военной организации,   являются двусторонние и многосторонние встречи, совещания и заседания, проходящие на высшем уровне военного руководства государств – участников, а также командования Коллективных сил. Необходимо эти встречи проводить регулярно и решать конкретные задачи. На этих совещаниях и заседаниях целесообразно вырабатывать единые взгляды по вопросам строительства национальных вооружённых сил и коллективных сил, укрепления обороноспособности союзных государств и коалиции в целом. Долгосрочными планами необходимо определять размеры военной взаимопомощи. На уровне высшего военного руководства обсуждаться должны вопросы строительства вооружённых сил, итоги специальной подготовки коллективных сил, согласовываться мероприятия, проводимые в интересах дальнейшего совершенствования оперативного и стратегического взаимодействия союзных войск, повышения их боевой готовности.

Большое военное и политическое значение для создания и развития коллективных сил и сотрудничества между армиями в рамках формата имеют совместные специальные и тактические, штабные и командно-штабные – учения, которые уже можно сказать регулярно стали проводиться. Желательно, чтобы это стало правилом. Следует отметить, что практически все специальные учения проводятся по одной тематике – борьба с терроризмом. К такой постановке следует относиться с пониманием. Во-первых, это своего рода политическая установка. Во-вторых, вооруженные силы практически всех стран-участниц находятся на этапе реформирования, в результате чего структура и состав их соединений и воинских частей постоянной готовности не позволяет выделять большие воинские контингенты, как для проведения учений, так и в коллективные силы.

Вышеизложенные требования позволяют определить подходы в создании и развитии структуры и состава Коллективных сил. Так, в настоящее время для решения задач по оперативному реагированию на внутренние и внешние военные угрозы государствам членам ОДКБ в условиях конфликтов низкой интенсивности достаточно иметь Коллективные силы в  составе тактических сил применительно к каждому региону коллективной безопасности. Так, например, применительно к Калининградскому особому району в их состав  включить не менее батальона морской пехоты, двух мотострелковых батальонов, до трёх подразделений авиации, боевых кораблей и подразделений обеспечения. Проблемным  вопросом в их применении, и, причём существенным, является то, что «назначенные» силы и средства располагаются разрозненно и вопросами боевого слаживания могут заниматься от случая к случаю.

Что касается другого региона коллективной безопасности, включающего Республику Беларусь, то коллективные силы целесообразно иметь иного состава. Это обусловливается характером задач, которые могут возникнуть в условиях конфликта средней  и высокой интенсивности. Для предотвращения угроз применительно  вышеуказанным конфликтам в составе коллективных сил от Вооружённых Сил Российской Федерации необходимо выделять  от нескольких соединений до объединения. Причём в ходе развития конфликта состав сил и средств может наращиваться.

Применительно к Центрально-Азиатскому региону коллективной безопасности, то при определении состава сил и средств коллективных сил необходимо учитывать протяжённость государственной границы с Республикой Казахстан, количество региональных направлений, а также возможный характер развития конфликтов различной интенсивности. Поэтому на современном этапе в составе коллективных сил необходимо иметь не менее мотострелкового батальона, дислоцирующихся в районе  городов Астрахань, Волгоград, Самара, Челябинск,  Курган, Омск, Новосибирск, Барнаул. На поддержку каждого мотострелкового батальона должны быть ориентированы подразделения военно-воздушных сил, ПВО и родов войск и специальных войск.

В военной организации ОДКБ не должно быть места какому-либо диктату. Напротив, в этой организации, набирающей опыт и силу, должно предусматриваться и поощряться широкое проявление инициативы и творчества в разработке военной теории и овладении ею. Целесообразно стремиться к взаимному обмену информацией во всех областях военного дела, который должен происходить постоянно, ни на день не прекращать своего диалектического развития. В этих условиях каждое государство и его армия смогут вносить свой посильный вклад в общее дело укрепления оборонного могущества содружества.

При реализации требований военной доктрины по созданию коллективных сил мы, военные учёные, должны чётко представлять сложность проблем в подготовке и ведении операций силами и средствами коалиционного состава. В их решении всевозрастающее  значение имеют также стандартизация и унификация вооружения и военной техники, дальнейшее развитие военной науки, выработка единства взглядов на ведение операций, широкий обмен опытом оперативной и боевой подготовки войск.

Таким образом, факты истории говорят, а события последних месяцев прошлого года и первого полугодия текущего года наглядно свидетельствуют о том, что агрессия становится возможной тогда, когда силы, способные преградить ей путь, оказываются разобщёнными. И пока сохраняется реальная угроза военного нападения на братские страны, необходимо неустанно вести работу по созданию Коллективных сил. Чтобы во всеоружии встретить любую агрессию необходимо силам и средствам Коллективных сил крепить свою боевую мощь и поддерживать высокую боевую готовность.

Авторизация

Если вы хотите стать зарегистрированным пользователем, обратитесь к администратору на почту admin@avnrf.ru.

Хотим вас спросить

Как вы считаете в каком состоянии находится современная военная наука?

Все замечательно. Мы впереди планеты всей. - 13%
Российская военная наука умерла. - 39.1%
Не так все плохо, но есть к чему стремиться. - 47.8%

Всего проголосовало: 23
The voting for this poll has ended on: 04 Июль 2018 - 19:06

Фотогалерея

Наши партнеры







Доноры - детям