АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Cтруктура АВН

Фотогалерея

Актуально

Новости

Архив новостей

«Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

«Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

5 и 6 марта в Москве в здании Торгово-промышленной палаты Российской Федерации прошла IХ...

Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

22-27 декабря для решения насущных вопросов деятельности Академии было проведено заседание...

Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

  Юнармейскому отряду школы N51 г. Рязани присвоено имя Героя Советского Союза Альберта...

Памяти воинов-интернационалистов

Памяти воинов-интернационалистов

Памяти всех воинов-интернационалистов, прошедших дорогами Афганистана, был посвящен «Урок...

Собрание отделения

Собрание отделения "Оборонного строительства"

8 февраля, в канун Дня российской науки, в московском здании Военной академии РВСН имени Петра...

Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

Заслуженному работнику высшей школы Российской Федерациидоктору педагогических наук,...

О совещании членов президиума академии

О совещании членов президиума академии

25 января состоялось совещание членов Президиума Академии, на котором обсуждались актуальные...

Лауреат премии имени М.А. Гареева

Лауреат премии имени М.А. Гареева

  Действительный член  Академии военных наук генерал-лейтенант Лата Василий Филиппович за...

В альма-матер крылатой пехоты

В альма-матер крылатой пехоты

По сообщению руководителя Рязанского регионального отделения К.К.Костина, 16 января Председатель...

Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

Решением Комиссии по премиям Академии военных наук №26/23 от 12.10.2023г. присуждена премия...

  • «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

    «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

  • Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

    Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

  • Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

    Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

  • Памяти воинов-интернационалистов

    Памяти воинов-интернационалистов

  • Собрание отделения

    Собрание отделения "Оборонного строительства"

  • Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

    Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

  • О совещании членов президиума академии

    О совещании членов президиума академии

  • Лауреат премии имени М.А. Гареева

    Лауреат премии имени М.А. Гареева

  • В альма-матер крылатой пехоты

    В альма-матер крылатой пехоты

  • Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

    Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

Подполковник С.В. Литовченко

Подполковник А.А. Корабельников

Современных условиях список интересных для туристов стран отнюдь не ограничивается «горячими точками». Во Вьетнаме бывшие подземные партизанские базы и  тропа «Хо Ше Мина» стали популярными туристическими маршрутами, а бывшие повстанцы рассказывают туристам о своем опыте. Западная и Восточная Европа чрезвычайно интересна для налаживания  контактов с дружественными нам организациями. Куба, Лаос, Гватемала, Перу, Пакистан, Венесуэла, Никарагуа….

Известно, что с точки зрения туризма страны мира делятся на пять категорий сложности. В первой, для нас славян, будет скажем, Польша или Словакия. В пятую западные эксперты включают, среди прочих, Афганистан, Конго, Колумбию. Попытки участвовать в сложном походе без  опыта простых путешествий обычно оканчивается плохо.

Однако вышеуказанный способ наиболее приемлем к пешеходному (самостоятельному) туризму. В соответствии с положениями Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» №132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. туризм представлен более широко. Понятие туризма сводится к следующему: «Туризм - временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан без гражданства, с постоянного места жительства в лечебно- оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) пребывания».

И пока преобладает самодеятельный туризм. Он организуется туристами самостоятельно. При этом они руководствуется вполне определенными правилами, заключающимся в цене задуманного мероприятия. Общее правило таково: чем менее развита страна, тем она дешевле. Ёще правило: расходы на трехразовое питание в общепите приблизительно соответствуют ночлегу в отеле той же ценовой категории. Если проживание в престижном Хилтоне за 500 евро, то питание в его ресторане тоже будет стоить около 500 евро. Проживание в дешевой пакистанской гостинце на сумму в 1000 раз меньше, то и трехразовое питание в местной харчевне обойдется туристу тоже в пол евро.

В целом туристическая поездка, в частности поездка по «проблемному региону» должна тщательно готовиться, как настоящая операция. При этом никаких эмоций, только холодной, трезвый расчет. Прежде всего необходимо предварительно достать и месяцами изучить соответствующие справочники, не полагаясь на то, что их можно купить и читать их на месте проведения туристической поездки. Не менее важно и то, что должна быть подготовлена группа поддержки в России, которая оперативно принимает информацию и может в случае чего, оказать помощь, переслать деньги.

Необходимо научиться соблюдать санитарию. Внимательно следить за своим физическим и психологическим состоянием, заключающимся в полноценном питании и исключении переутомлений. Проходить следует как физическую, так и психологическую акклиматизацию, при этом не пытаться сэкономить на этом время и деньги.

Праздный западный турист может позволить себе некоторую экстравагантность в одеяниях, однако российскому туристу следует избегать этого. Короткая стрижка, приличная, даже элегагантная одежда очень помогут туристу при получении визы и в других официальных запросах. Стремится  всегда быть чисто выбритым, причесанным. Стиль «серая мышь» поможет туристу стать незаметным в среде местных жителей.

Если подготовка была проведена тщательно, то можно спуститься в самый ад и благополучно вернуться обратно.

На этих достаточно испытанных и апробированных рекомендациях по подготовке к туристической поездке в этой статье не будем останавливаться. Необходимо обратить внимание на получение информации о месте проведения туристической поездки. Ограничиваться получением информации из справочников об туристических объектах крайне недостаточно. Необходима социально-политическая информация об предполагаемом регионе туристической поездки. Игнорирование данным обстоятельством обязательно приводит к экстремальным ситуациям. Туристические поездки  особенно по «проблемному региону», как правило, обусловливает знание грядущих неприятностей, которые заранее  необходимо видеть, читать, чувствовать.

Наибольшую опасность для туриста  представляет терроризм. Как же снизить влияние его отрицательных факторов. Прежде  всего, необходимо определиться с сущностью безопасности туризма. Не менее важно понять, что такое террор, какие угрозы он представляет для туризма.

Так, под безопасностью туризма понимается безопасность туристов, сохранность их имущества, а также нанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.

Исходя из приведенного определения безопасности терроризм, прежде всего, относится к безопасности туристов и как следствие, к сохранности их имущества. Вторая часть определения безопасности относится непосредственно к действиям (поведению) самих туристов, тем самым не связана с терроризмом.

Рассмотрим, что такое терроризм, и какие могут исходить от него угрозы для туристов, применительно к территории Российской Федерации.

У чиновников, сотрудников силовых структур, ученых, специалистов и журналистов нередко происходит смещение понятий по отношению к терроризму. Сюда относят боевые действия, геноцид, политические убийства, национально-освободительные движения, межплеменные распри и т. п. Это верно и неверно одновременно, так как проявления терроризма необыкновенно многообразны. А перечисление возможных сценариев актов терроризма указывает на неисчерпаемость форм этого социально-политического феномена.

Террор как метод и одновременно средство борьбы двух конфликтующих сторон существует столько, сколько существует само человечество. Существует множество примеров, когда с помощью террора осуществлялись государственные перевороты, развязывались войны, инспирировались кризисы и конфликты, уничтожались правители, политические деятели и военачальники.

Если традиционно под террором понимался акт физического уничтожения и отстранения от власти и управления государственного, политического или общественного деятеля, то в годы гражданской войны в России явление, которое обозначалось как террор, было значительно расширено. И «белый» и «красный» терроры предполагали уже уничтожение больших групп людей с той и другой стороны без всякого суда и следствия.

В советском уголовном праве определение понятия террор было достаточно полно и конкретно, не допускающее двоечтения. Под террористическим актом понималось особо опасное государственное преступление, которое заключалось «в убийстве или причинении тяжкого телесного повреждения государственному или общественному деятелю или представителю власти, совершенном в связи с его государственной или общественной деятельностью, с целью подрыва или ослабления Советской власти, а также представителю иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений».

В Уголовном кодексе Российской Федерации терроризм рассматривается как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

В политической, идеологической и военной практике оценка действий, характеризуемых как террор периодически менялась и сейчас это иногда происходит, с отрицательной на положительную и наоборот. Например, взрывы немецких штабов, развлекательных учреждений, осуществляемые советскими разведчиками и партизанами в ходе Великой Отечественной войны, всегда оценивались как героизм.

А вот нынешние акции палестинцев против Израиля, иракцев против американских оккупационных войск везде отражаются как терроризм.

Эта диалектика присутствует и в оценках Западом ситуации в Чечне. Например, в первую чеченскую войну Российская Армия была агрессором и террористами, а вооруженные силы Чеченской республики – повстанцами, борцами за свободу, а террористов, захвативших школу в Беслане, во многих западных изданиях называют «борцами за независимость», «моджахедами» и т. п.

По своему воздействию на общество терроризм очень часто сравнивают с необъявленной войной. Это очень ошибочная позиция. Такая точка зрения во многом связана с тем, что современное понимание войны становится все более аморфным и размытым, - сюда стали относить холодную, экономическую, психологическую, информационную и т.п. войны, рассматриваемые как самостоятельные отдельные виды войны. Высказываются также суждения о том, что вообще любое участие вооруженных сил государства в каких либо событиях является войной.

Обратимся к источникам. Так в толковых словарях война определяется как вооруженная борьба между государствами или как общественное явление в виде продолжения политики насильственными средствами. Война также как и террор, зиждется на насилии, но насилие насилию рознь. Следует исходить из того, что террор это одна из форм вооруженной борьбы. То есть террор может сопутствовать войне, в особенности захватнической.

Понятие «агрессия» обычно ассоциируется с понятием «война» и характеризует действия воюющей стороны, которая первой применила силу, т.е. совершила вооруженное нападение.

Следовательно, война и агрессия – это действия, направленные против вооруженных сил противника, тех сил, которые способны оказать более менее адекватное сопротивление; террор же направлен против той массы людей, которая не имеет возможности оказать сколько-нибудь равноценное сопротивление и потому обречена, быть жертвами террора. Однако следует исходит из того, что террор –это конкретное прямое воздействие на объект подрыва для достижение военных, политических, экономических, социальных и социально-психологических целей. По своей сути террористическое действие является ударом или попыткой нанесение удара на поражение по противодействующей стороне. Это всегда акт агрессии.

В последнее время на страницах печати многие ученые делали попытку поставить знак равенства между такими понятиями как терроризм и война. Такая точка зрения весьма опасна и равносильна информационной бомбе для военной науки. Ибо при таком подходе террористические организации наделяются статусом, равным статусу государства, одной из функций которого является ведение войны. Однако следует отметить о явном принципиальном различии между терроризмом и войной. Оно заключается в том, что терроризм не поддается никакому регулированию, ни на национальном, ни на международном уровне. Более того, терроризм по своей сути несовместим ни с каким правовым режимом, поскольку низвержение власти является одним из важных элементов террористической деятельности. В то же время практика ведения войны, каким бы антигуманным ни было это явление, имеет большой исторический опыт выработки и юридического закрепления ее формальных регуляторов. Они сведены в некие нормы и правила, соблюдение которых контролируется ООН. В частности, существующие абсолютные запреты на применение различных типов вооружения: химического и биологического оружия, пуль со смещенным центром тяжести и многое другое. То же самое касается Женевских и Гаагских конвенций, которые призваны регулировать правила ведения военных действий, гарантируя, в частности, права не участвующих в них мирных граждан и оказавшихся в плену военнослужащих (военнопленных), статус нейтральных государств и т.д.

В ходе военных действий в последние десятилетия неоднократно фиксировались грубые нарушения упомянутых конвенций, как, впрочем, и иных установленных правил и норм ведения войны. Это прежде всего относится к США. Как только дело доходит до исполнения этих норм и правил у порога Пентагона о них вытирают ноги.

Однако все нарушения правил войны, допущенные США и их союзниками, попадают под разряд «военных преступлений» и караются как национальными законодательствами, так и международным правом. В частности, США и Израиль как правило не выполняют букву и норму национального законодательства в части пресечения и наказания лиц, ответственных за совершение военных преступлений.

Раз имеются принципиальные отличия между войной и терроризмом, то обязательно должны они иметь и некоторые схожие признаки. К ним можно отнести следующие:

1. Оба этих явления проявляются в сфере политики – и война и терроризм означают одно, продолжение политики конкретных субъектов средствами насилия.

2. В войне, как и в терроризме, преследуется достижение конкретных результатов неполитическими методами. В войне – это сохранение независимости и целостности государства, сохранение конституционного строя, подчинение одних народов другим, захват чужих территорий, пересмотр границ, изменение сфер влияния и др. Терроризм так же нацелен, прежде всего, на устрашение объекта воздействия или его уничтожение.

3. У войны и терроризма различные идеологические основания. Идеологическое объяснение войны противоборствующими сторонами осуществляется концептуально и широкомасштабно независимо от справедливого или несправедливого характера войны. Идеология терроризма примитивна и узка по содержанию и малопонятна широким слоям общества.

4. Терроризм и война в своих действиях опираются на вооруженные формирования. В войне – это вооруженные силы, вся военная организация государства. У терроризма – скрытые вооруженные структуры или организованные преступные группировки.

5. В боевых действиях и террористических акциях используются сходные средства борьбы.

6. Война и терроризм имеют общие признаки по характеру и результатам действий. И в том и ином случае по результатам действий используется понятие «победа».

Вполне понятно, что вышеприведенный перечень сходных черт войны и терроризма далеко не полный.

Тем не менее, это принципиально различные явления общественной жизни. Существенные различия между войной и терроризмом можно свести к следующему:

1. Война – это более широкое, системное явление с большим числом составных элементов. Терроризму не присущи такие элементы войны, как дипломатическая и экономическая борьба, экономическая блокада, захват территории и др.

2. Война имеет четкие временные границы: начало боевых действий, ход войны и её окончание. В террористических действиях эти характеристики размыты, так как они проявляются разовыми акциями перманентно, спорадически, но устойчиво.

3. В войне преследуется достижение конкретных результатов. Терроризм нацелен, прежде всего, на устрашение объекта воздействия или его уничтожение.

4. У войны и терроризма различные идеологические основания.

5. Во время войны существуют ярко выраженные понятия фронта и тыла, а терроризм проявляется нигде и везде, именно потому с ним так сложно бороться.

6. Война и терроризм различаются своими основными носителями. Главными субъектами войны являются армии государств или антагонистически противопоставленные друг другу части населения страны. Терроризм же многолик и неявен. Выявление и изоляция конкретных террористов или террористических организаций не означает ликвидацию всего состава террористического движения, так как оно постоянно видоизменяется и пополняется новыми членами.

7. Война и терроризм различаются и мерой секретности. Секреты войны связаны с ее подготовкой, однако сами боевые действия и ряд других процессов войны, как правело, открыты. Терроризм же законспирирован гораздо глубже.

Терроризм следует отделять и от диверсий, хотя по внешним признакам они во многих случаях могут выглядеть одинаково.

Так, в Большом энциклопедическом словаре дается определение диверсии, суть которого заключается в «разрушении или повреждении путем взрыва, поджога или иным способом различных объектов с целью нанесения ущерба враждебной стороне». Более четко определены объекты диверсии (предприятия, сооружения, пути и средства сообщения, средства связи, объекты жизнеобеспечения населения) с целью подрыва экономической безопасности и обороноспособности в Уголовном Кодексе РФ. Исторический опыт свидетельствует, что война не обходится без диверсий.

Вполне естественно, что во время диверсионных операций гибнет и местное население, но все же диверсии –это не терроризм, а одна из форм вооруженной борьбы с противником, хотя так обычно называют ее противоборствующая сторона.

Различия между терроризмом и диверсиями заметны и заключаются в следующем:

1. Диверсионные акции совершаются, как правело, во время боевых действий и против государства-противника, а террористический акт обычно осуществляется в мирное время и от имени своей, негосударственной, и обычно влиятельной организации.

2. Объектом действий диверсантов являются военные объекты, или объекты двойного назначения (мосты, вокзалы, порты), а современные террористы наносят свои удары по местам массового скопления мирного населения.

3. Диверсия объективно выражается лишь в совершении взрывов, поджогов и других общественно опасных действий, во время войны, и не более того, а терроризм такими действиями не ограничивается, террористам более выгодна угроза, а не осуществление таких акций.

4. При совершении акта диверсии действия диверсантов направлены просто на причинение противнику максимально возможного вреда, а при совершении террористического акта цель совершенно иная-устрашение населения или его части, создание и поддержание в обществе обстановки страха.

5. Целью диверсионных акций является ослабление государства-противника, подрыв его экономической мощи и обороноспособности, а цели террористов состоят в другом - устрашение населения и оказание давления на властные структуры для принятия какого-либо решения или отказа от него.

6. Диверсанты действуют тайно, никому не сообщая о своих действиях и их результатах, а террористы обычно действуют открыто, демонстративно представляя свой требования.

Острая необходимость возникает в выявлении сущности понятия «бандитизм». Это обусловлено тем, что в отдельных случаях нередко одни и те же события оцениваются и как терроризм, и как бандитизм, а в средствах массовой информации такие понятия, как «террорист» и «бандит» часто употребляются в качестве синонимов. Однако такого рода отожествления представляются неправомерными.

Если терроризм общественно выражается в совершении взрыва, поджога и иных общественно опасных действий, могущих повлечь непрогнозируемое число случайных жертв в политических целях, то бандитизм выражается совсем в другом – создании банды для совершения нападении на конкретные лица и организации с целью получения от них, как правило, финансовых или материальных средств.

При совершении акта бандитизма преступники вступают в непосредственный контакт с потерпевшими, а при осуществлении террористического акта жертвы могут даже не видеть преступников. Цель бандитов  -нападение на граждан и организации с целью получения материальной выгоды. Для террористов же сами по себе акты насилия целью не являются, они служат лишь средством достижения воздействия на принятие решений властными структурами.

Итак, основное отличие терроризма от бандитизма заключается в том, что при совершении преступной акции террористы выдвигают свои требования (в том числе и финансовые), исключительно к государственным и другим официальным органам или общественным организациям, бандиты же к конкретным лицам или коммерческим структурам.

Вполне понятно, что обстановка страха в том или ином месте может возникнуть и в результате действий какой-либо преступной группы, но это страх, возникающий как следствие действий бандитов. Без намерений его создать и использовать. Действие же террористов направлены именно на создание обстановки страха среди населения и использование этого обстоятельства в достижений своих целей.

Таким образом, если действия бандитов актом насилия уже завершаются, то терроризм с этого только начинаются. Это обстоятельство не позволяет отожествлять бандитизм с терроризмом.

Возникает вполне естественный вопрос: Где же они возможные очаги терроризма? Попробуем провести их прогнозирование.

Первый. Вся территория между Каспийским и Черным морями с запада на восток и между Волго-Донской излученной и Кавказским хребтом с севера на юг. И дело давно не в Чечне. Точнее, не в ней одной. Теперь это зона деятельности организаций, имеющих базы подготовки, склады оружия, щедро финансируемых из неместных источников, но с явной целью- полное выдавливание русских с указанных территорий, а затем включение этих территорий в орбиту влияния ваххабизма.

В некоторых регионах русских фактически уже не осталось, и выселили их не прямой агрессией, а созданием атмосферы постоянных угроз и конфликтов. Чечня была «защищена» от русских вооруженным путем со средневековой жестокостью.

В настоящее время по количеству и степени остроты конфликтных ситуаций первенство принадлежит двум регионам – Поволжью и Северному Кавказу. Специалисты полагают, что на сегодняшний день на северном Кавказе в латентном состоянии функционируют десятки этнических конфликтов, имеющих высокую степень активизации в будущем. Подтверждение этому служат прогнозы казачьих атаманов Юга России о том, что до вооруженного конфликта по косовскому сценарию осталось несколько лет. Чужаки многочисленны у них высокая рождаемость.

Вторая. Дальний Восток. Здесь дело обстоит совершенно по-иному, но не менее опасно. Китайцы-мигранты, пользующиеся поддержкой государства в вопросах покорения чужих территорий, действуют по принципу, сформированному китайцами ещё в древние времена: «Поедать землю врага, как тутовый червь поедает листву». Уже сейчас этот богатейший край, жизненно необходимый для России, обильно заполнен китайцами.

Они не агрессивны. Они тихи и спокойны. Они просто ждут того часа, когда, находясь в соотношении 10:1 с русскими, скажут: «Это наша земля». У них есть опыт, терпения, жесткая структура дисциплины и накопления денежных ресурсов.

Третье. Москва. Не уделяйтесь. Именно Москва-столица нашей Родины. А по аналогии ситуация примерно одинаковая и во всех административных центрах субъектов федерации. Внешний признак-население по «смуглело» от неконтролируемого потока мигрантов. Значительная часть трудящихся мигрантов осуществляет свою деятельность, как правило, в анклавных рынках труда, в рамках которых разворачиваются конфликты между многими противоборствующими субъектами.

Под анклавами рынков труда понимается рынок, формирующийся, прежде всего, в иммиграционном анклаве, а также на других территориях, где располагаются торговые и сервисные предприятия, собственниками (или арендаторами) которых являются иммигранты, которые в свою очередь, нанимают иностранных рабочих, в первую очередь из числа соотечественников (как правело нелегалов).

Проблема конфликтов в анклавных рынках труда многопланова. Однако можно выделить три наиболее рельефных тенденции в их развитии.

Первая приводит к формированию федеральных сетей анклавных рынков созданных более чем в половине субъектов Российской Федерации и локальных территориальных сетей действующих в ограниченном количестве регионов страны. Примером федеральных сетей служат рынки, контролируемые мигрантами из Азербайджана, локальных- мигрантами из Китая, Таджикистана. Вторая тенденция отражает этнорегиональное разделение анклавных рынков между мигрантами выходцами из одной страны, но связанных родственными клановыми, земляческими признаками. Третья тенденция состоит в конкуренции между этническими группами мигрантов за право контроля наиболее доходных анклавных рынков в экономически привлекаемых субъектах России.

Вышеизложенные тенденции свидетельствуют о этнической и географической избирательности движения мигрантов в те регионы России, в которых функционируют контролируемые ими анклавные рынки труда.

Много общих черт наблюдается в организационном строении и функционировании этнических групп мигрантов, контролирующих анклавные рынки труда. Среди этих черт: формирование групп по принципу родства, земляческих связей; строение внутренней иерархии и самоуправление; доверительные отношения лидеров групп с влиятельными фигурами в принимающем обществе; сращивание с криминальным миром; обособление от принимающего общества; наличие организованных преступных группировок.

Китайские землячества в России – это устойчивые, и хорошо организованные и замкнутые общности, спаянные тесными кровнородственными связями, стремящими к четкому обособлению от принимающего общества. Они нацелены на формирование накопления капитала, захват и удержание рынка и существуют в значительной мере на грани легальной и теневой экономики, сращены с криминальным миром.

Подобная закрытость, сходное с осознанном самосегрегацией, невольно провоцирует повышенное и далеко не доброжелательное внимание окружающего общества к мигрантам, создание потенциально опасную конфликтогенную сферу.

Базовая отличительная черта конфликтов этнических групп мигрантов с принимающим обществом – это конфликты не граждан с гражданами России. Подобные конфликты чаще всего перерастают в межличностные либо межгрупповые, открытые, либо латентные, скрытие конфликты и разворачиваются между: мигрантами и местными криминальными группами; разными этническими группами мигрантов, контролирующей рынок, и представителями местной элиты по новому пересмотра договорённости об условиях деятельности, размерах платежей за право пользования рынком; этнической группой мигрантов, контролирующей анклавы рынков, и местным населением по различным поводам, в том числе по поводу купли-продажи товаров; мигрантами и гражданами России, нанятыми уже для работы; членами этнической группы мигрантов за распределение доходов.

Общая ситуация усугубляется тем, что часть мигрантов, контролирующая рынок, преимущественно самостоятельные лидеры этнических групп, связанные с криминалитетом – зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, необоснованно присваивают себе статус господствующей группы в отношениях с местным населением и пренебрежительно относятся к нему, прибегают подчас к насилию. Словом, статус «хозяина - работодателя» порождает и соответствующую психологию.

Наиболее опасной в современных условиях становится тенденция нарастающего применения насилия как способ разрешения конфликтов. Свидетельством служат факты столкновения в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Волгограде, Новосибирске, Иркутске, Владивостоке и других городах. Нарастание конфликтов наблюдается не только в городах, но и сельских районах, куда приезжают на постоянное жительство либо с коммерческими целями мигранты из стран СНГ.

Следует отметить, что у тенденции нарастающего насилия есть своя экономическая, ценностная, политическая, организационная, социально-психологическая и криминальная составляющая. И если их не учитывать, то в ближайшей перспективе конфликты принять довольно острую форму, прежде всего по масштабам. Ибо демографическая ситуация в России и потребность экономического развития объективно предопределяет приток иммигрантов и временных трудовых мигрантов в страну уже сегодня более 700 тыс. человек, а к 2009 году до 1,5 млн. человек.

В настоящее время в России проживает 12,1 миллионов мигрантов. По оценкам экспертов основную массу их составляют мигранты из республик Центральной Азии, Кавказа и Китая, то есть доминировать будут представители исламской и синайской цивилизации. Значительная часть из них по-прежнему будет ориентирована на коммерческую деятельность.

В связи с этим можно прогнозировать дальнейшее расширение анклавных рынков труда в субъектах Российской Федерации и возрастание рисков потенциальных конфликтов этнических групп мигрантов с принимающим обществом.

Исходя из вышеизложенного можно говорить о появлении следующих угроз национальной безопасности:

1.                         Попытки насильственного свержения конституционного строя.

2.                         Противоправная деятельность экстремистских, религиозных, сепаратистских и террористических организаций, направленная на нарушение единства и территориальной целостности, дестабилизации обстановки в стране.

3.                         Действия, направленные на дезорганизацию функционирования органов власти, нападения на государственные и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры.

4.                         Создание, оснащение, подготовка и функционирование при анклавных рынках труда организованных преступных группировок.

5.                         Незаконное распространение и оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.

6.                         Организованная преступность, терроризм, работорговля контрабанда и иная деятельность в масштабах угрожающих безопасности страны.

Поскольку указанные угрозы выдвинулись в качестве главных, перед органами системы обеспечения безопасности современной России состоит задача их нейтрализации и отражения. Надо отметить, что правовой и организационный механизм выполнения рассматриваемой задачи только начинает складываться, принимаются отдельные законодательные акты, в той или иной мере касающиеся вопросов военной безопасности. Однако указанные правовые акты не объединены общей концепцией и не преследуют создания в итоге целостной системы правового регулирования деятельности всех структур военной организации при разрешении вооруженных конфликтов.

При условии высоких мобилизационных возможностей по созданию вооруженных сил у предполагаемых сепаратистов (более 10 млн. человек) и охвате одновременно военными действиями практически всех субъектов федерации в деле предотвращения гражданских конфликтов первостепенная роль должна отводиться превентивным мерам, направленных на своевременное выявление степени назревания чрезвычайной обстановки. Результаты исследования этнических конфликтов позволяют выделить следующие показатели назревания чрезвычайной обстановки:

1.                         Резкое возрастание количества тяжких преступлений на этнической почве.

2.                         Неспособность или нежелание местных властей обеспечить охрану общественного порядка и безопасности граждан.

3.                         Формирование органов местной власти, в том числе правоохранительных, по этническому признаку.

4.                         Бездействие правоохранительных органов и предвзятое отношение к расследованию преступлений, совершенных на этнической почве.

5.                         Формирование в националистических общественных организациях параллельных органов власти.

6.                         Приобретение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.

7.                         Формирование в параллельных органах власти вооруженных формирований.

Наиболее оптимальный перечень показателей составляет порядка 12-15. Исследования показывают, что наличие четырех и более показателей свидетельствует о неизбежности наступления конфликта. Своевременное выявление показателей назревания чрезвычайной обстановки может позволить применить адекватные предупредительные меры по урегулированию конфликтов на начальной стадии.

Таким образом, по своей значимости неконтролируемая миграция становится скрытой оккупацией. Она является средством кризисного управления со стороны США не только экономически контролируемых территорий, но и в целом Россией. А терроризм, бандитизм из вспомогательных поражающих факторов новейшего оружия массового уничтожения превращается в главные. Из вышеуказанного следует, что турист может подвергнутся опасности практически во субъектах Российской Федерации и прежде всего со стороны мигрантов в период пребывания в общественных местах. Наиболее подвержены террористическим актам туристы, занимающиеся туризмом в рекреационных целях. Поэтому объектом особого внимания ученых должны стать безопасность туристов при проведении ими рекреации еженедельной, ежедневной, эксклюзивной, отпускной, так как являющихся наиболее распространенной и массовой формой.

Авторизация

Если вы хотите стать зарегистрированным пользователем, обратитесь к администратору на почту adm@avnrf.ru.

Научный форум

Нет сообщений для показа

Видеоматериалы АВН

Кто на сайте

Сейчас 139 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наши партнеры