АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Cтруктура АВН

Фотогалерея

Актуально

Новости

Архив новостей

«Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

«Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

5 и 6 марта в Москве в здании Торгово-промышленной палаты Российской Федерации прошла IХ...

Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

22-27 декабря для решения насущных вопросов деятельности Академии было проведено заседание...

Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

  Юнармейскому отряду школы N51 г. Рязани присвоено имя Героя Советского Союза Альберта...

Памяти воинов-интернационалистов

Памяти воинов-интернационалистов

Памяти всех воинов-интернационалистов, прошедших дорогами Афганистана, был посвящен «Урок...

Собрание отделения

Собрание отделения "Оборонного строительства"

8 февраля, в канун Дня российской науки, в московском здании Военной академии РВСН имени Петра...

Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

Заслуженному работнику высшей школы Российской Федерациидоктору педагогических наук,...

О совещании членов президиума академии

О совещании членов президиума академии

25 января состоялось совещание членов Президиума Академии, на котором обсуждались актуальные...

Лауреат премии имени М.А. Гареева

Лауреат премии имени М.А. Гареева

  Действительный член  Академии военных наук генерал-лейтенант Лата Василий Филиппович за...

В альма-матер крылатой пехоты

В альма-матер крылатой пехоты

По сообщению руководителя Рязанского регионального отделения К.К.Костина, 16 января Председатель...

Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

Решением Комиссии по премиям Академии военных наук №26/23 от 12.10.2023г. присуждена премия...

  • «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

    «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

  • Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

    Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

  • Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

    Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

  • Памяти воинов-интернационалистов

    Памяти воинов-интернационалистов

  • Собрание отделения

    Собрание отделения "Оборонного строительства"

  • Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

    Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

  • О совещании членов президиума академии

    О совещании членов президиума академии

  • Лауреат премии имени М.А. Гареева

    Лауреат премии имени М.А. Гареева

  • В альма-матер крылатой пехоты

    В альма-матер крылатой пехоты

  • Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

    Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

В. А. Седнев, доктор технических наук, профессор

А. П. Платонов,  доктор военных наук, профессор

Разработка основных учебных изданий по преподаваемым дисциплинам кафедры защиты населения и территорий «Управление безопасностью экономики и территорий», «Предупреждение чрезвычайных ситуаций», «Инженерная защита населения» и «Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» вызвана введением в Академии ГПС МЧС России этих новых дисциплин в учебные планы подготовки руководящих кадров по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» по специализациям 080504.65-18 «Управление в чрезвычайных ситуациях», 080504.65-37 «Управление пожарной безопасностью», а также подготовки инженерных кадров по специальности 280104.65 «Пожарная безопасность» по специализациям 28010401.65 «Государственный пожарный надзор» и 28010402.65 «Пожаротушение», бакалавра по направлению 280700.62 «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность», подготовки магистра техники и технологии по направлению 280700 «Техносферная безопасность», профиль «Пожарная безопасность»; магистра менеджмента по направлению 080200.68 «Менеджмент» профили «Государственное и муниципальное управление» и «Управление пожарной безопасностью».

Имеющиеся учебные издания других вузов, в том числе МЧС России, не в полной мере соответствуют учебным программам подготовки слушателей на факультете руководящих кадров и инженерном факультете.

Учебный материал представляемого комплекта изданий включает две основные части: первую – «сгусток» теории, выведенной из результатов научных исследований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), и вторую, представляющую собой практическое преломление этой теории к деятельности, связанной с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Соединение теоретических вопросов с насущными проблемами защиты населения и территорий от ЧС является положительным фактором, способствующим повышению квалификации выпускников.

 

 

Таким образом, в учебниках и учебных пособиях реализован системный подход к созданию и применению педагогической технологии изучения учебных дисциплин, представляющей собой совокупность форм, методов, приемов и средств, направленных на реализацию содержания обучения, предусмотренного учебными программами, обеспечивающих эффективную подготовку специалистов в области защиты населения и территорий от ЧС, формированию профессионально важных качеств у обучаемых, и, соответственно, достижение поставленных целей с оптимальными затратами сил и средств.

В учебных изданиях реализованы общепедагогические принципы изложения материала и требования к содержанию знаний обучаемых, методике и организации их обучения, которые сформировались на основе накопленного педагогического  опыта, научного изучения процесса обучения руководящих и инженерных кадров, закономерностей познавательной деятельности данной категории обучаемых.

Такое построение системы приобретения знаний обучаемыми обеспечивает полноценное овладение основами профессиональной деятельности, совершенствование теоретических знаний и поиск путей соединения теоретических знаний с практическими потребностями.

Разработка взаимосвязанного содержания учебного материала достигается выделением дидактических блоков, среди которых:

методология научного предмета изучаемой дисциплины;

исторический аспект (опыт) решения проблем в изучаемой области;

современное состояние проблем;

перспективы развития (прогноз).

При этом центральное место занимают ведущие идеи предмета обучения, вокруг которых группируется остальной учебный материал.

Фундаментальная составляющая, позволяющая реализовать квалификационные требования, предъявляемые к выпускникам, включает:

изучение научных основ дисциплин, руководящих документов, материалов исследований по направлению подготовки обучаемых, накопленного опыта преподавания дисциплин и его отражения в подготовке специалистов;

методическое направление, учитывающее характер подготовки обучаемых в качестве профессиональных организаторов и исполнителей задач защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени, формирование профессионально важных навыков и умений;

деятельностное направление, включающее практическую работу по формированию качеств специалиста в области управления безопасностью экономики и территорий.

Таким образом, модель подготовки руководящих и инженерных кадров в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предполагает:

получение знаний основ защиты и организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

освоение научно-методических подходов прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий, а также планирования, организации и реализации мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Учебник «Управление безопасностью экономики и территорий» разработан в соответствии с учебной программой одноименной дисциплины, при этом обучение слушателей по дисциплине «Управление безопасностью экономики и территорий» является заключительной стадией формирования специалиста в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Ввиду отсутствия учебника вначале была выполнена разработка двух учебных пособий «Управление безопасностью экономики и территорий» и «Прогнозирование последствий аварий на объектах экономики со взрывоопасным производством». После их апробации выполнена разработка учебника. Учебные пособия остались необходимым дополнением к учебнику, так как содержат более расширенный учебный материал, а также примеры расчетов по методикам прогнозирования последствий ЧС.

Уникальность учебника обеспечивается тем, что авторы при отборе учебного материала руководствовались тем, что в основе управления любыми процессами лежит обоснованное управляющее решение должностного лица по выбору эффективных мер (способов) выполнения конкретных задач. Исходя из этого, основным научным содержанием учебника являются методики прогнозирования последствий ЧС, а практической составляющей – комплекс мер по снижению ущерба и предотвращению потерь населения (персонала), а также повышению устойчивости функционирования (ПУФ) объектов экономики (ОЭ).

Согласно содержанию учебных программ по рассматриваемой дисциплине в учебные издания включен материал, касающийся только ЧС, возникающих вследствие разрушающего действия взрыва в результате воздействия средств поражения на города и объекты экономики, а также в результате аварии со взрывом на предприятиях со взрывоопасным производством. Требования и содержание мероприятий по обеспечению безопасности и устойчивости функционирования объектов экономики рассматриваются к таким наиболее сложным и важным системам, как градостроительство, энергетика, транспорт, а также требования и содержание мероприятий по защите населения в районах атомных электростанций и химически опасных объектов.

Особенностью учебного материала является то, что в нем излагаются инженерные методики поддержки принятия управляющего решения, а не только описания организационных и инженерно-технических мероприятий и рекомендаций по их реализации в различных ЧС. Овладение должностными лицами инженерными методиками позволяет им оперативно оценить (прогнозировать) ЧС и принимать (планировать) первоочередные меры по их предупреждению (ликвидации) в условиях недостатка информации или времени.

Научной базой этих методик являются многолетние теоретические и экспериментальные исследования научных и педагогических коллективов учреждений Минобороны и МЧС России.

На основе этого накопленного, широко апробированного и применяемого в научных исследованиях материала, авторами учебника собраны, уточнены, развиты и вновь разработаны инженерные методики, которые уступают своим аналогам по точности, но выигрывают по оперативности и простоте выполнения расчетов. При этом «загрубление» инженерных методик сделано в сторону оценки максимального ущерба, т.е. расчета максимально опасных последствий ЧС из всех возможных вариантов. Например, точные методики по прогнозированию последствий взрыва газовоздушных смесей (ГВС) предусматривают учет конкретной массы аварийного выброса в зависимости от параметров технологического оборудования, его состояния, температурно-влажностного режима и др. факторов. Инженерная методика предусматривает полное заполнение ГВС объема помещения (т.е. самый опасный случай), что значительно упрощает расчеты и не требует дополнительных исходных данных, которые сложно получить.

Другой отличительной особенностью учебного материала является то, что впервые излагаются разработанные авторами методики обоснования требуемой защищенности населения (персонала объекта экономики) в зависимости от максимально допустимых потерь и условий ЧС. При этом обеспечивается выбор оптимального решения по критерию «эффективность – затраты».

Учебный материал излагается по принципу «от частного – к общему». В начале рассматриваются вопросы прогнозирования (оценки) последствий ЧС на одиночных объектах: производственные (жилые) здания и сооружения, объекты энергетических систем, объекты нефтяной и газовой промышленности, объекты сельскохозяйственного производства, радиационно- и химически опасные объекты и др. Затем излагается материал по прогнозированию (оценке) устойчивости функционирования соответствующих отраслей субъектов РФ, как комплекса частных производственных фондов.

Завершается раздел учебным материалом по организации планирования и выполнения мероприятий по повышению устойчивости и безопасности функционирования отраслей экономики субъектов РФ. В нем рассматриваются состав и содержание мероприятий по ПУФ и основы работы должностных лиц по планированию и проведению организационных и инженерно-технических мероприятий.

Для изложения учебного материала применяется и другой принцип – «от общего – к частному». Вначале рассматриваются последствия ЧС, вызванные поражающими факторами взрыва ядерных и обычных средств поражения. Подробное рассмотрение этих вопросов упрощает изучение последствий других ЧС, связанных со взрывоопасным производством: аварийных взрывов на газопроводах, взрывов газо-, паро-, пылевоздушных смесей и др. Такое изложение учебного материала позволяет лучше усвоить поражающее действие взрывов, пожаров и способы противодействия им.

При отборе учебного материала соблюдены принципы «полноты» и «достаточности». Так, при изложении методик включены необходимые справочные данные для выполнения расчетов по обоснованию принимаемых управленческих решений. Приведенные алгоритмы и справочная информация переводят учебные издания в раздел настольных книг-справочников для специалистов МЧС России.

Перечисленные принципы изложения учебного материала нашли отражение и в других учебниках и учебных пособиях.

Учебник «Инженерная защита населения», состоящий из двух частей, - часть 1 «Основы инженерной защиты населения и территорий» и часть 2 «Защитные сооружения гражданской обороны» в представленном виде является единственным и уникальным изданием, наиболее полно раскрывающим рассматриваемую область знаний, и представляет собой результат обобщения научно-исследовательских работ и практических знаний в области инженерной защиты населения (ИЗН) и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, проведенных лично авторами и их научными школами. Таким образом реализован «принцип научности» - соответствия учебного материала уровню современной науки.

Учебник разработан с учетом существующей нормативно-правовой базы, рекомендаций органов управлений МЧС России, опыта работы проектных, строительных и эксплуатирующих организаций РФ и предложений авторов по вопросам защитных сооружений гражданской обороны (ЗСГО) в новых условиях. Учебные материалы основаны также на результатах практического проектирования, строительства, эксплуатации и обследования конструкций и инженерно-технических систем ЗСГО на территориях ряда субъектов РФ.

Для обеих частей учебника характерно строгое научное изложение теоретического материала и соблюдение терминологии той науки, которая лежит в основе учебной дисциплины, что позволяет последовательно и на высоком теоретическом уровне раскрыть основные положения изучаемых вопросов, а также дать обучаемым направление для самостоятельной работы. Применение этого метода изложения в максимальной мере обеспечивает выполнение принципа научности в обучении.

Представленные учебные материалы позволяют сформулировать проблемы инженерной защиты населения и территорий, требования к защите населения при стихийных бедствиях, производственных авариях и при терроризме, а также в военное время.

Переход на новые учебные планы осуществляется при изменившихся сроках обучения руководящих и инженерных кадров, поэтому обязательным условием совершенствования системы их подготовки является интенсификация образовательного процесса и применение активных методов обучения, которые стимулируют учебно-познавательную деятельность, носят поисковый характер и обеспечивают качество процесса обучения, при этом в качестве теоретико-методологического основания педагогической технологии изучения данной дисциплины и изложения учебного материала по ней принята проблемно-деятельностная теория обучения.

Раскрыта важная проблема – укрытие населения в защитных сооружениях (ЗС) и особенности применения элементов и конструкций промышленного и гражданского строительства и войсковых фортификационных сооружений (ВФС) для защиты населения в ЧС. Инженерная защита – основной способ коллективной защиты населения в ЧС путем укрытия людей в ЗС, приспосабливаемых зданиях и инженерных сооружениях, возведения заградительных инженерных сооружений и проведения других инженерно-технических мероприятий (ИТМ). Структуру и содержание учебника определяет учебная программа одноименной дисциплины.

Исходными данными для выбора технологии изложения материала явились квалификационные требования к выпускникам, включающие цели обучения, профессиональное предназначение, требования к уровню знаний, умений и навыков, а также учебная программа.

Цель учебника: обеспечение овладения слушателями теоретическими знаниями и практическими навыками, позволяющими организовывать и проводить мероприятия по ИЗН и территорий в условиях ЧС мирного и военного времени; научными основами принятия эффективных решений.

Для обеих частей учебника характерна системность, комплексность и наглядность изложения материала, которая достигается приведением в тексте описания реальных образцов ЗС, инженерно-технического оборудования, рисунков, схем, чертежей, планов, моделей, технических решений по ИЗН, что позволяет обучаемым овладеть содержанием и способами будущей деятельности.

Такие методы обучения – показа или демонстрации, используемые в комплексе, обеспечивают зрительное восприятие обучаемыми не только изучаемых объектов, но и происходящих в них или с ними процессов, явлений. Например, демонстрируется работа инженерно-технического оборудования ЗСГО и его элементов. Усвоение знаний начинается с живого созерцания, знакомства с предметом или явлением при помощи органов чувств, поэтому в учебнике сделан упор на данный метод донесения до обучаемых информации, подключая органы чувств к познавательному процессу слушателей.

Комплексное использование реальных образцов и образов облегчает умственную деятельность слушателей, способствует познанию конкретных явлений посредством их абстрактного мышления. Выполняя познавательно-иллюстративную функцию, они помогают формированию у обучаемых определённых представлений, понятий о явлениях, процессах, способствуют раскрытию различных закономерностей, помогают лучше понять сущность излагаемых идей, аргументировать теоретические положения, анализировать фактический материал.

Предъявленный в качестве иллюстраций дидактический материал помогает объяснить те или иные факты, показать их взаимосвязь и взаимозависимость, делает информацию более убедительной и доходчивой. Познавательно-иллюстративная функция учебника позволяет решить многие практические вопросы совершенствования специальной подготовки в учебных заведения МЧС России. Эту функцию, по значимости и характеру воздействия, можно отнести к разряду основных. Такая форма подачи материала позволяет устранить противоречия между растущими требованиями к объёму знаний, навыков и умений обучаемых, и ограниченным временем на овладение ими.

На сегодня обострилось противоречие между необходимостью для выпускников знать и уметь как можно больше для успешного выполнения своих должностных обязанностей в области защиты населения и территорий от ЧС и невозможностью увеличить объём знаний и навыков ввиду ограниченного количества времени, выделяемого на их обучение. Поэтому авторы постарались в данном издании устранить противоречия между объективными знаниями, реальной практической деятельностью выпускников и возможностями их адекватного овладения и моделирования в будущей деятельности.

Известно, что в ходе инженерно-геологического и сейсмологического районирования выясняется, что даже благоприятные для освоения участки недостаточно устойчивы и защищены от опасных природных явлений. Иногда возникает необходимость в освоении заведомо неблагоприятных  территорий, например, долин рек, склонов гор и т.п. В этом случае одним из важнейших элементов превентивных мероприятий становится инженерная защита населения и территорий. Инженерная защита населения и территорий осуществляется в зонах возможных разрушительных землетрясений, затоплений и подтоплений, оползней, обвалов, карста, селевых потоков, снежных лавин. Она проводится в целях снижения риска перерастания опасных явлений в ЧС и состоит в возведении инженерно-технических сооружений для защиты от поражающих фактов, вызванных характерными для рассматриваемой территории опасными природными и техногенными явлениями, то есть создании физических барьеров, снижающих уровни негативных факторов от опасных явлений.

Инженерную защиту делят по объекту защиты на: защиту населения (возведение защитных сооружений); защиту отдельных объектов инфраструктуры (повышение их защищенности от воздействия негативных факторов различных опасных явлений), при этом меры по повышению защищенности объектов осуществляются на стадиях проектирования и строительства объектов; инженерную защиту территорий (дамбы, лесозащитные полосы и др.).

Поэтому в первой части учебника рассмотрены общие вопросы ИЗН и территорий в ЧС мирного и военного времени: основные положения по защите и основы ИЗН и территорий; основные требования к ИЗН при стихийных бедствиях, производственных авариях; основы и особенности ИЗН от терроризма; особенности и мероприятия ИЗН и территорий при ЧС природного и техногенного характера; основные требования к ИЗН в военное время; требования к размещению ЗС с учетом возможного воздействия ЧС и особенности их возведения вблизи потенциально опасных объектов; особенности применения конструкций промышленного и гражданского строительства и ВФС для защиты населения; порядок, особенности и рекомендации по защите территорий в зонах ЧС; вопросы инженерной защиты территорий в зонах возможных ЧС; особенности осуществления ИЗН и территорий от ЧС природного, техногенного и военного характера при выполнении международных обязательств.

Впервые предложена методология и особенности ИЗН и территорий в зонах вероятных ЧС и ее наращивания, в т. ч. при землетрясениях, наводнениях, пожарах, в горных и степных районах, от селей, обвалов, осыпей и оползней, от снежных лавин, ураганов, бурь и др.; рекомендации по применению и особенности проведения взрывных работ при выполнении ИТМ по защите территорий в ЧС, в т. ч. при тушении лесных и торфяных пожаров, при наводнениях, паводках и ледоходах, ликвидации заторов, при обрушении инженерных сооружений; требования к территориям временного размещения пострадавшего населения и их инженерному оборудованию, особенности оборудования территорий при проведении гуманитарных операций; особенности применения ВФС для защиты населения в ЧС. Знание рассмотренных вопросов способствует правильной организации специалистами инженерной защиты населения и территорий в ЧС мирного и военного времени.

Для защиты руководства страны, органов управления, войск и населения от ЧС мирного и военного времени используются следующие виды защитных сооружений: специальные фортификационные сооружения, войсковые фортификационные сооружения и ЗСГО. Эти сооружения предназначены для укрытия людей во время развития опасных процессов и явлений.

Для защиты населения, техники и материальных ценностей от современных средств поражения, опасных природных и техногенных явлений разработаны различные по конструкции, защитным свойствам и срокам строительства ЗСГО. Основными видами защитных сооружений являются убежища, противорадиационные укрытия и простейшие укрытия.

Именно поэтому во второй части учебника изложены особенности организации и осуществления защиты населения в ЗС, как основы инженерной и коллективной защиты населения в ЧС мирного и военного времени, которые включают: особенности накопления фонда ЗСГО в современных условиях; требования к защитным свойствам, объемно-планировочным и конструктивным решениям ЗСГО; порядок проектирования и особенности строительства ЗСГО; вопросы приемки законченных строительством ЗСГО, эксплуатации и содержания ЗСГО, требования к эксплуатации их системы внутреннего оборудования; методы и методики оценки защитных свойств ЗС в ЧС мирного и военного времени; порядок обследования и расчет конструкций ЗСГО; особенности их обслуживания, реконструкции, ремонта, модернизации и списания.

В современных условиях к организациям и объектам экономики, имеющим на балансе ЗСГО, предъявляются особые требования по их содержанию и эксплуатации. Вместе с тем, изменились положения по проектированию и строительству таких сооружений. Особого рассмотрения требуют вопросы приемки, обследования, ремонта, модернизации и списания ЗСГО, нормативно-правовая база по ЗСГО устарела, взаимосвязи проектных, строительных и эксплуатирующих организаций отсутствуют, государственных заводов-изготовителей конструкций ЗСГО и оборудования к ним нет. Этими вопросами занимаются коммерческие организации. Проектирование ЗСГО осуществляется с использованием старых проектов и справочников, не учитывается появление новых конструкций, материалов и оборудования. Накопление фонда ЗСГО практически прекратилось, ухудшается их техническое состояние, снижается готовность к приему укрываемых. Многим ЗСГО необходим капитальный ремонт и замена инженерно-технического оборудования. В ряде субъектов РФ выявлены нарушения правил эксплуатации, содержания, сохранности и использования ЗСГО, нет и утвержденной методики обследования ЗСГО.

Таким образом, при изложении учебного материала реализован принцип «постановки проблемы», а методическим приемом создания проблемных ситуаций является рассмотрение противоречий профессиональной практической деятельности, с которыми сталкиваются выпускники, что побуждает их делать сравнения, выводы, предлагать свои пути решения проблемы.

Постановка проблем при изложении учебного материала разнообразит формы его восприятия, позволяет полнее использовать психофизиологические особенности слушателей, лучше уяснить суть материала, даёт возможность возвращаться к исходному дидактическому материалу, по-новому реализовать такие положения теории обучения, как сочетание абстрактности с наглядностью, активизируя мышление обучаемых, и «систематичность и последовательность», учитывающие познавательные возможности обучаемых, их предшествующую подготовку в рассматриваемой области. То есть обеспечивается единство теории и практики при рассмотрении материала прикладного характера, связанного с эксплуатацией и содержанием ЗСГО.

Прикладной профессионально значимый учебный материал сочетается с содержанием теоретического материала и направлен на формирование знаний и профессиональных умений обучаемых в данной области, тем самым достигается научно-практическая направленность обучения, а у обучаемых формируется мотивация в необходимости получаемых знаний и умений.

Ввиду того, что строительство ЗСГО сократилось, а требования к повышению ИЗН повысились, особое внимание отведено вопросам реконструкции и модернизации ЗСГО, приспособления и дооборудования подвалов, подполий и иных инженерных сооружений; повышению прочности перекрытий от воздействия нагрузок, создаваемых воздействием обычных средств поражения и обрушением конструкций вышележащих этажей зданий различной этажности; герметизации входов и внутренних помещений, устройству аварийных выходов, соблюдению требований эксплуатации систем внутреннего оборудования ЗСГО, например, жизнеобеспечения и фильтровентиляционного оборудования, которое находится без контроля, обслуживания и проверки его защитной способности при различных режимах эксплуатации; особенностям обеспечения сохранности или замены оборудования в условиях ограничения возможностей предприятий, отпускающих это оборудование.

В учебнике также рассмотрены особые требования к эксплуатации и порядку содержания ЗСГО в ЧС, требования к их эксплуатации и содержанию в военное время, особенности расчета ЗС при воздействии обычных средств поражения.

Для определения технического состояния ЗСГО и выдачи рекомендаций по их использованию, авторами сделана попытка рассмотреть конкретные вопросы проектирования, строительства и эксплуатации ЗСГО. Особенно важно, что предложены простые по содержанию методики по обследованию технического состояния конструкций ЗСГО, их ремонту, реконструкции, модернизации и списанию.

Впервые предложены: особенности накопления фонда ЗСГО в современных условиях с учетом правовой базы по их проектированию, строительству и эксплуатации; требования к эксплуатации и содержанию ЗСГО в мирное время, критерии оценки их эксплуатации и содержания и инженерно-технического оборудования; особые требования к эксплуатации и содержанию ЗСГО в ЧС, особенности их эксплуатации и содержания на потенциально опасных объектах; требования к эксплуатации и содержанию в военное время; требования к зданиям и инженерным сооружениям в подземном пространстве городов при использовании их в качестве ЗС; основы приспособления помещений метрополитена и подземных горных выработок в качестве убежищ для защиты населения и требования к ним; предложен порядок обследования и расчета конструкций ЗСГО; особенности разработки проекта по усилению ЗС после его обследования; порядок и особенности технического обслуживания, реконструкции, ремонта, модернизации и списания ЗСГО.

В учебном пособии «Предупреждение чрезвычайных ситуаций», подготовленном на основе учебной программы одноименной дисциплины, рассмотрены процессы, сопровождающие воздействие поражающих факторов, и математические модели, позволяющие оценить риск для населения и прогнозировать ЧС с использованием вероятностных методов. При этом дисциплина является одной из основных, определяющих профессиональную подготовку выпускников. Знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения дисциплины, способствуют подготовке слушателей к выполнению обязанностей должностных лиц территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Прогноз развития мирового сообщества показывает, что в первой половине XXI века будут преобладать борьба с терроризмом и предотвращение последствий ЧС, которые, по причинно-следственному признаку, зачастую взаимосвязаны. В теоретическом и, особенно, практическом плане, решение этих проблем базируется на знании классификации и характеристик прогнозируемых или возникших ЧС, при этом невозможно обоснованно планировать, организовывать и эффективно осуществлять процессы предупреждения, снижения тяжести и ликвидации последствий ЧС без знания явлений, которые могут вызвать ЧС.

Кругу проблем, связанных с предупреждением ЧС и ликвидацией их последствий, свойственны свои методы исследований, пути и способы обеспечения безопасности населения и территорий. В учебном пособии рассматриваются не только конкретные ЧС природного или техногенного характера, но и общие научные основы принятия эффективных решений, анализа и управления риском, мониторинга и прогнозирования. Объем дисциплины не позволяет изложить в полной мере сведения обо всех возможных ЧС, а также исчерпывающие данные о поражающих факторах наиболее вероятных техногенных и природных опасностей. Изложенный учебный материал - основа, иллюстрирующая многообразие возможных катастроф, и предназначенная в качестве отправной точки для дальнейшего углубленного изучения каждой разновидности ЧС мирного и военного времени и их моделирования. При этом особое внимание уделено:

рассмотрению основ мониторинга и прогнозирования состояния природной среды и объектов техносферы, методов оценки и прогнозирования ЧС. Предлагаемые методические подходы анализа ЧС могут быть использованы в практической деятельности специалистами главных управлений в интересах РСЧС и дают возможность создать математические модели прогнозирования последствий конкретных ЧС на основе единой научно-методической базы;

изучению научно-методической базы прогнозирования ЧС мирного и военного времени, сформированной авторами, включающей: методологические основы анализа ЧС техногенного и природного характера; применение методов теории вероятностей для прогнозирования последствий ЧС мирного и военного времени, особенности методик прогнозирования последствий ЧС техногенного и природного характера; научно-методический подход определения потерь населения и объемов разрушений в городе при землетрясениях; законы поражения незащищённого населения, населения в убежище и разрушения сооружений при применении противником ядерного оружия по городу, оперативные методы определения потерь населения в городе при применении противником ядерного оружия; основы термодинамических превращений веществ в условиях ЧС, связанных с пожарами и взрывами, с целью прогнозирования рисков поражения людей, техники и производственных фондов.

Приведенные в пособии аналитические зависимости позволяют учитывать пространственно-временные факторы, включая особенности воздействия поражающих факторов, плотность и тип застройки, условия размещения населения. Потери населения и ущерб объектам в военное время характеризуются воздействием противника и сопротивлением этому воздействию, - все другие параметры, влияющие на ущерб, учитываются через эти факторы. В пособии раскрыты законы поражения населения и разрушения сооружений, а представленные номограммы значительно ускоряют расчеты;

овладению упрощенными динамическими методами определения предельных динамических нагрузок, вызывающих различные степени разрушения зданий при воздействии современных средств поражения и в ЧС техногенного и природного характера; изучению расчетных динамических моделей каркаса здания и разрушения ограждающих элементов здания при указанном воздействии, математических моделей образования завалов при разрушении зданий, методик определения дальности разлета обломков и высоты завалов разрушенных зданий. Эти методы позволяют определить нагрузки, вызывающие различные степени разрушения зданий, а расчетные схемы дают возможность представить физические процессы, происходящие при их разрушении;

изучению основ теории эффективности, в частности, оценке эффективности мероприятий и действий сил в ЧС, включая критерии эффективности и требования к ним; методам определения критериев эффективности, при этом основное внимание уделено практическому освоению методов решения задач, необходимых для планирования мероприятий по реагированию на ЧС, - продемонстрированы методы принятия решений в условиях определенности, риска и неопределенности; основам реагирования на ЧС, включающих концепцию реагирования, систему показателей для решения задач реагирования, методикам обоснования районов дислокации сил и средств и эффективного распределения сил для аварийно-спасательных и других неотложных работ;

вопросам анализа и управления рисками в теоретическом и практическом плане, в частности, научно-методическим основам и порядку проведения анализа риска, выбору путей снижения риска, определению показателей риска и управлению рисками при ЧС природного и техногенного характера, и методам обоснования защитных мероприятий на уровне объекта. Продемонстрирована реализация положений теории риска в деятельности органов управления РСЧС. Применение такого подхода позволяет решать задачи оценки безопасности проживания населения на заданной территории и достаточности применяемых организационных, инженерно-технических и иных мер;

изучению методических подходов, используемых для анализа опасностей и риска чрезвычайных ситуаций в техносфере, с целью снижения вероятности возникновения ЧС и уменьшения ее последствий.

При этом реализуются межпредметные связи, обеспечивается согласованное изучение теорий, законов, общих для родственных предметов, общенаучных методов, позволяющих применять их при решении задач предупреждения ЧС, а объем и сложность учебного материала соответствуют возможностям обучаемых, реализуя, тем самым, принципы доступности, преемственности, последовательности и систематичности в обучении.

В практическом плане изложенный материал позволяет получить количественные характеристики параметров поражающих факторов различных ЧС, которые необходимы для оценки обстановки и являются основой принятия решений, направленных на уменьшение ущерба различным объектам и потерь населения.

Учебный материал перечисленных изданий формирует знания руководящих кадров в области защиты населения и территорий от ЧС.

Учебник «Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» подготовлен по одноименной дисциплине. В Российской Федерации решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС входит в компетенцию МЧС России, при этом важнейшим фактором является подготовка должностных лиц органов управления к действиям в условиях ЧС мирного и военного времени. Подготовка в данной области предполагает также овладение населением знаниями и практическими навыками, необходимыми для предотвращения ЧС, при этом Правительством РФ утвержден порядок подготовки населения, задачи формы и методы их обучения.

В учебнике систематизирован материал, обеспечивающий изучение: целей и принципов создания РСЧС, ее задач; требований к организации защиты населения и территорий от ЧС, порядка осуществления и реализации мероприятий государственного надзора и установленных требований в области защиты населения и территорий от ЧС; независимой оценки рисков в области защиты населения и территорий от ЧС; задач мониторинга состояния природной среды и объектов техносферы; методик прогнозирования и оценки последствий ЧС природного и техногенного характера, в первую очередь, на радиационно-опасных и химически опасных объектах; обеспечения устойчивости функционирования ОЭ  в ЧС и оценки их производственных возможностей; технологии планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории субъекта; мероприятий, способов, средств и особенностей защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

При подготовке учебника обобщены материалы различных исследований, в т. ч. проведенных авторами, касающихся проблем предотвращения ЧС, приведены требования к мероприятиям безопасности и устойчивости функционирования ОЭ в ЧС, методики прогнозирования или оценки их состояния и нанесенного ущерба, дополненные справочным материалом для проведения расчетов, ориентирующим обучаемых в поиске решения профессиональных задач, обеспечивающим доказательность теоретического материала и сделанных выводов, реализуя функцию развития творческого мышления обучаемых.

Таким образом, в учебнике отражены реальные требования к знаниям специалиста, которые ему потребуются при решении задач практической  деятельности при исполнении должностных обязанностей в соответствии с получаемой квалификацией, тем самым, реализуя принцип единства теории и практики обучения.

Обучение по дисциплине характеризуется тем, что в вузах МЧС России готовят будущих руководителей, от уровня знаний и умений которых в вопросах предупреждения и ликвидации ЧС зависит безопасность функционирования ОЭ и снижение рисков поражения людей в различных ЧС. Изложенные материалы по независимой оценке рисков, прогнозированию обстановки в ЧС, планированию мероприятий по защите от ЧС обеспечивают подготовку высококвалифицированных кадров, способных решать задачи по предотвращению и ликвидации ЧС, спасению людей и защите ОЭ.

Получаемые в рамках дисциплины знания формируют первый этап подготовки специалиста в области защиты населения и территорий от ЧС. Такая модульность формирования знаний и умений обучаемых, в зависимости от решаемых ими задач, в соответствии со своей квалификацией, позволяет определить необходимый объем знаний, позволяющий решать определенный набор задач, который им предстоит решать при организации защиты населения и территорий от ЧС.

Исходя из изложенного: научной новизной учебных изданий является теоретическое развитие концепции и содержания подготовки специалистов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с учетом возложения этих задач на должностных лиц государственной противопожарной службы МЧС России; практической новизной учебных изданий является многократно апробированный научно-методический аппарат, как основа для принятия управляющих решений должностными лицами, представляющий собой совокупность принципов, требований, методов и методик прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий, используемый должностными лицами государственной противопожарной службы МЧС России для обоснования, планирования, организации и реализации мероприятий в области защиты и управления безопасностью населения, экономики и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Авторизация

Если вы хотите стать зарегистрированным пользователем, обратитесь к администратору на почту adm@avnrf.ru.

Научный форум

Нет сообщений для показа

Видеоматериалы АВН

Кто на сайте

Сейчас 126 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наши партнеры