АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Cтруктура АВН

Фотогалерея

Актуально

Новости

Архив новостей

На переднем крае работы с молодежью

На переднем крае работы с молодежью

Первому вице-президенту Академии военных наук Российской Федерации генерал-майору Н.И. Турко...

Институту социальной памяти АВН 20 лет!

Институту социальной памяти АВН 20 лет!

На протяжении 20 лет в структуре Академии военных наук России действует Институт социальной...

Президиум АВН поздравил  ВНО при ЦДРА им. М.В. Фрунзе со 100-летним юбилеем

Президиум АВН поздравил ВНО при ЦДРА им. М.В. Фрунзе со 100-летним юбилеем

  Президиум Академии военных наук поздравил Военно-научное общество при Центральном доме...

Научный семинар «Национальная безопасность и развитие экономики».

Научный семинар «Национальная безопасность и развитие экономики».

«Национальная безопасность и развитие экономики».Дата проведения Семинара: 16 июня 2025 г.Время...

«Аксиос. Достоин»

«Аксиос. Достоин»

15 мая в Центральном офицерском клубе воздушно - космических сил состоялась презентация первого...

80 лет Великой Победе!

80 лет Великой Победе!

Уважаемые коллеги! 80 лет прошло с момента окончания Великой Отечественной войны. Все дальше...

Итоги Международной эстафеты памяти и благодарности «Родина подвига – Родине героя»

Итоги Международной эстафеты памяти и благодарности «Родина подвига – Родине героя»

В преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне в Центральном музее Вооруженных...

Вестник АВН № 2 за 2025 год

Вестник АВН № 2 за 2025 год

        Поступил в типографию второй номер журнала "Вестник АВН" за 2025 год. В скором...

Конференция, посвященная 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне

Конференция, посвященная 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне

  29 апреля 2025 г. в Рязанском региональном отделении АВН совместно с ВАГШ, РВВДКУ, Музеем...

Высокоширотная экспедиция в честь 80-летия великой Победы

Высокоширотная экспедиция в честь 80-летия великой Победы

  Представители 3-го научно-отраслевого отделения (национальной безопасности) в...

  • На переднем крае работы с молодежью

    На переднем крае работы с молодежью

  • Институту социальной памяти АВН 20 лет!

    Институту социальной памяти АВН 20 лет!

  • Президиум АВН поздравил  ВНО при ЦДРА им. М.В. Фрунзе со 100-летним юбилеем

    Президиум АВН поздравил ВНО при ЦДРА им. М.В. Фрунзе со 100-летним юбилеем

  • Научный семинар «Национальная безопасность и развитие экономики».

    Научный семинар «Национальная безопасность и развитие экономики».

  • «Аксиос. Достоин»

    «Аксиос. Достоин»

  • 80 лет Великой Победе!

    80 лет Великой Победе!

  • Итоги Международной эстафеты памяти и благодарности «Родина подвига – Родине героя»

    Итоги Международной эстафеты памяти и благодарности «Родина подвига – Родине...

  • Вестник АВН № 2 за 2025 год

    Вестник АВН № 2 за 2025 год

  • Конференция, посвященная 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне

    Конференция, посвященная 80-летию Победы советского народа в Великой...

  • Высокоширотная экспедиция в честь 80-летия великой Победы

    Высокоширотная экспедиция в честь 80-летия великой Победы

Выход в свет монографии известных сибирских историков С.Н. Иванова и В.А. Исупова явился значимым событием в исторической науке. Несмотря на достаточно большое число работ, посвященных вкладу Сибири в Великую Победу, авторам удалось найти свой путь и раскрыть особенности в подготовке командных кадров для фронта в годы Великой Отечественной войны в Сибирском военном округе (СибВО).

Источниковой базой монографического исследования явился широкий пласт источников, основу которого составили документы военных училищ и школ Наркомата обороны СССР, находящиеся в Центральном архиве Министерства обороны РФ. Раскрытие столь сложной и недостаточно изученной темы потребовало от авторов кропотливой исследовательской работы по изучению архивных документов и обширной исторической литературы. Это позволило им в полной мере показать самоотверженный труд сибиряков по подготовке офицерских кадров в суровые годы войны.

Авторы справедливо отмечают, что СибВО традиционно занимал одно из значимых мест в системе подготовке военных кадров накануне и в годы Великой Отечественной войны. Заслуживает уважения и одновременно повышает научную значимость монографии обращение авторов к трудам многих поколений исследователей, затрагивающих в своих работах отдельные аспекты функционирования системы подготовки военных кадров в Западной Сибири.

Монография структурно состоит из двух глав, заключения, приложения и списка сокращений.

В первой главе «Формирование сети училищ Наркомата обороны СССР в Сибирском военном округе и укомплектование их личным составом» авторами рассматриваются динамика численности и состава военных училищ, их дислокация, укомплектование командно-преподавательским и переменным составом. Вполне оправданным выглядит стремление авторов показать в начале именно дислокацию военных училищ, ее изменения в ходе войны, командный состав и количество подготовленных офицеров и младших командиров в разные периоды Великой Отечественной войны. Пристальное внимание авторами уделено раскрытию источников укомплектования училищ командно-преподавательским составом, повышению его педагогического мастерства, методических навыков и военной квалификации. При этом следует считать обоснованным вывод авторов, что укомплектование командно-преподавательским составом военных училищ Наркомата обороны СССР в СибВО в годы войны представляло собой сложную, многоуровневую проблему, от решения которой зависел конечный результат обучения. В завершении главы достаточно подробно проанализированы источники и порядок укомплектования военных училищ переменным составом, его численность, реорганизация и перепрофилирование военных училищ в ходе войны.

Во второй главе «Деятельность военных училищ Наркомата обороны СССР в Сибирском военном округе» рассматриваются материально-техническое обеспечение училищ, учебно-боевая и воспитательная работа. Анализируя материально-техническое обеспечение училищ, авторы не стремятся нивелировать имевшие место проблемы, а честно и справедливо на них указывают. При этом свое внимание они сфокусировали на обеспечении училищ казарменно-жилым фондом, классными помещениями, топливом и положенными видами вещевого и продовольственного обеспечения. Анализируя организацию учебно-боевой и воспитательной работы, авторы выявили содержание учебных планов и программ, их изменение в ходе войны, организацию служебного времени и мотивацию курсантов, сроки обучения, порядок аттестации и выпуска переменного состава. Авторы показали, что проблемы в подготовке высококвалифицированных военных кадров для фронта имели как объективные, так и субъективные причины и факторы. Во многом они определялись как объективными трудностями военного времени, так и напрямую зависели от подготовленности командно-преподавательского состава, а также целенаправленной учебной и воспитательной работы с курсантами. Авторы показали многообразие используемых форм и методов работы командования военных училищ по максимальному приближению процесса воспитания и обучения курсантов к суровым требованиям фронта. Можно согласиться с авторами, что уровень подготовки военных кадров во многом также определялся умелой организацией воспитательной работы, многообразием используемых ее форм и методов, состоянием воинской дисциплины и правопорядка, формированием у будущих командиров патриотического сознания и психологической устойчивости.

Особо стоит сказать о приложении. В нем содержатся уникальные в своем роде информативные источники, значительно дополняющие основной текст монографии. Среди них следует отметить сведения об обеспеченности военных училищ различными видами имущества и вооружением, образовательном уровне, национальности, возрастном и социальном составе, партийно-комсомольской принадлежности курсантов военных училищ, программы обучения и результаты зачетных и выпускных экзаменов.

С авторами можно согласиться: уровень профессиональной подготовленности офицерского состава был и остается одним из решающих факторов нашей Великой Победы. В годы Великой Отечественной войны, несмотря на имеющиеся трудности, военные училища Сибирского военного округа обеспечили действующую армию подготовленными офицерскими кадрами.

Монография С.Н. Иванова и В.А. Исупова «Командирами не рождаются. Военные училища Сибирского военного округа в годы Великой Отечественной войны» является актуальным и полезным изданием. Она, несомненно, найдет своего читателя и исследователя. Полученные результаты найдут применение не только в дальнейшем изучении исторического опыта подготовки военных кадров в годы Великой Отечественной войны, но и в процессе обучения и воспитания офицеров современной российской армии.



Рецензент Ростов Николай Дмитриевич

доктор исторических наук, профессор

кафедры «Коммуникативные, социокультурные

и образовательные технологии»

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный

технический университет им. И.И. Ползунова»,

подполковник запаса.

Барнаул. E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Авторизация

Если вы хотите стать зарегистрированным пользователем, обратитесь к администратору на почту adm@avnrf.ru.

Видеоматериалы АВН

Кто на сайте

Сейчас 38 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наши партнеры