АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Cтруктура АВН

Научные публикации

Кто на сайте

Сейчас 47 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Коллективные силы оперативного реагирования на Центрально-азиатском направлении: Проблемные вопросы в их создании и применении

Для определения требований к комплектованию Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) вооружением и военной техникой (ВВТ) разработаны оперативно-тактические сценарии возможного применения коалиционных группировок Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), предложены варианты комплектования КСОР вооружением и военной техникой.

Вместе с тем, исследование показало, что перспективы развития КСОР в определяющей степени зависят от политических аспектов развития ОДКБ, которой отводится роль катализатора интеграционного процесса в рамках СНГ. Организация призвана обеспечить выработку общей оборонной политики, осуществлять военно-техническое сотрудничество, организовывать подготовку военных кадров на базе российских военных образовательных организациях. При рассмотрении перспектив использования КСОР необходимо учитывать нижеследующие политические моменты.

У государств-членов ОДКБ отсутствуют единые концептуальные подходы к военному строительству, национальные военные доктрины не только не согласовываются, но и зачастую разрабатываются с участием специалистов из государств, входящих в другие военно-политические объединения.

Нет понимания общих угроз, что могло бы лежать в основе формирования полноценного военно-политического союза. В трех субрегионах постсоветского пространства доминируют разные комплексы угроз: в Европейском - вызовы и неопределенности, связанные с расширением НАТО, нерешённостью приграничных проблем и вопросов транзита; на Кавказе актуальны этнические противоречия, сепаратизм и возникающие на их базе межгосударственные конфликты; в Центральной Азии - религиозный экстремизм, пограничные споры, проблемы водных ресурсов, незаконная миграция, наркотрафик. В этих условиях каждое из государств ОДКБ стремится самостоятельно определять собственную иерархию угроз и вызовов безопасности, которая может существенно отличаться от соответствующих иерархий других стран-членов.

Наличие у основных игроков, находящихся как в самом Центрально-Азиатском регионе, так и вне его, серьезных и не совпадающих экономических и политических интересов делает военно-политическую обстановку здесь нестабильной. Поэтому возможных сценариев развития ситуации в Центральной Азии достаточно много, в том числе и пессимистические, предполагающие возможность начала военного конфликта.

Нарастание борьбы основных мировых игроков за контроль над регионом, усиление взаимных претензий Центрально-Азиатских государств, расширение масштабов религиозного и националистического экстремизма, происходящее на фоне усугубления положения в Афганистане в связи с продолжением гражданской войны - все это повышает конфликтный потенциал в регионе.

Гипотетическое развитие военно-политической ситуации представляется нам следующим:

Соединенные Штаты и некоторые другие страны НАТО пытаются использовать складывающуюся в Центральной Азии ситуацию для ослабления экономического и военного потенциала России. Они расширяют военное присутствие в регионе, воссоздавая геополитическую обстановку, в которой находился СССР в годы "холодной войны".

На фоне нарастания проблем, способных поставить под угрозу существование любого из государств данного региона (противодействие исламскому фактору, включая террористический компонент; обострение социально-экономической и этнической обстановки в Ферганской долине; усиление соперничества внешних сил за контроль над энергоэкспортом из стран региона), активизируется борьба за лидерство в регионе, в ходе которой центрально-азиатские страны, рассчитывая на свое военное доминирование, начинают "перекраивать" политическую карту Центральной Азии. Все это ведёт к военным конфликтам и в итоге - к "балканизации" Центральной Азии.

В контексте возможности развития военно-политической ситуации по такой схеме особое значение начинает приобретать совокупный военный потенциал Центрально-Азиатских государств: суммарные военные расходы, которых составляют почти 2,5 млрд. дол.; общая численность армий республик превышает 200 тыс. человек; на их вооружении имеются около 2300 танков, 1500 различных артиллерийских систем, 260 боевых самолетов и вертолетов.

Нестабильность в Афганистане и Ираке, угроза начала военных действий Соединенных Штатов против Ирана и Сирии, способствующая расширению иностранного военного присутствия в Центрально-Азиатском регионе, актуализация проблемы раздела шельфа Каспийского моря, нарастание борьбы за энергетические ресурсы Центральной Азии и инфраструктурные коридоры по их транспортировке самым кардинальным образом меняют военно-политическую ситуацию в регионе.

В Китае нарастает нестабильность, связанная с борьбой народов, населяющих Синдзянь-Уйгурский автономный район и район Джунгарии, за самоопределение. На сопредельных территориях Казахстана, Киргизии и Таджикистана образуются зоны нестабильности. Одновременно сохраняются пограничные споры между Туркменией и Узбекистаном ввиду того, что около 20 % государственной границы между ними все еще не определено на карте (не говоря уже о демаркации на местах). Поводом для конфликта двух Центрально-Азиатских стран СНГ с возможным его перерастанием в вооруженную фазу могут стать односторонние меры Таджикистана по разминированию таджикско-узбекской границы (по подсчетам экспертов, в Таджикистане в 150 районах осталось около 25 кв. км заминированной территории).

Таким образом, угроза возникновения военных конфликтов в Центральной Азии с втягиванием в них членов ОДКБ связана с ситуацией в Афганистане, борьбой за углеводородные ресурсы Центральной Азии и Каспия, религиозным экстремизмом и нерешённостью проблем водопользования.

История войн даёт немало примеров совместных боевых действий двух и более национальных армий против общего врага. Широкое распространение коалиционные действия получили в период зарождения капитализма. При этом наиболее поучительным применительно к современным условиям может являться опыт, относящийся к военным коалициям, особенностям войны, характеризующим первую мировую войну как войну коалиционную. Анализ опыта действий коалиционных войск позволяет сделать вывод, что противоречия внутри коалиций, в основе которых лежала неравномерность экономического и политического развития государств, не позволили им достигнуть общих целей войны в короткие сроки, а важнейшие проблемы коалиционного руководства были лишь достоянием протокольных записей союзнических конференций и многочисленных совещаний представителей главных командований государств. Военные союзы капиталистических государств в минувших мировых войнах оказались непрочными и ненадёжными. В этом состояла главная трудность ведения коалиционной войны, обусловленная тем, что в этой войне каждый из участников преследовал свои цели.

Заслуживают самого пристального внимания исследования коалиционного характера гражданской войны в СССР, в которой, с одной стороны, действовали силы международного империализма в союзе с российской буржуазией, а с другой - коалиция нового типа - союз советских республик. Применительно к прошлому столетию общей тенденцией в применении союзных армий является неуклонное расширение сфер и уровней военной интеграции: от стратегического до тактического, от самостоятельного использования национальных армий в зонах их ответственности до формирования смешанных объединений, от временного создания коалиционных группировок войск накануне и в ходе войны, до организации постоянно функционирующих объединённых вооружённых сил и органов управления ими уже в мирное время.

Опыт показывает, что основными приоритетами в военно-политическом сотрудничестве с государствами - членами ОДКБ является консолидация усилий и создание коллективных сил в интересах обеспечения коллективной безопасности и совместной обороны.

КСОР - совместные военные силы стран - участников ОДКБ.

Предполагается, что КСОР будут в состоянии постоянной готовности для противодействия чрезвычайным ситуациям, а также военной агрессии, терроризму, организованной преступности и наркотрафику. Участники в создании КСОР: Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан. Предусматривается в состав КСОР включить соединения, воинские части и подразделения стран-участников ОДКБ.

В состав Коллективных сил также войдут подразделения МЧС и отряды специального назначения МВД и КНБ стран участниц. От РФ в их состав могут войти отряд полиции особого назначения «Зубр», отряд полиции специального назначения «Рысь» и отряд МЧС «Центр-Лидер». От Республики Казахстан - группа «Арыстан» КНБ, батальон оперативного назначения и отряд особого специального назначения «Беркут» ВВ МВД, специальный отряд МЧС.

Боевой потенциал и официально принятые концепции возможного применения ВС основных зарубежных государств дают основание полагать, что военные конфликты могут быть развязаны этими государствами практически внезапно составом войск мирного времени. В соответствии с доктринальными документами всех ядерных держав (вовлечение которых в подобные конфликты нельзя исключать) использование национальных ядерных вооружений допускается только в том случае, когда под угрозой находится само существование государства или его жизненно важные интересы. Поскольку для мировых ядерных держав, включая Россию, конфликты на постсоветском пространстве можно условно рассматривать как периферийные, не ставящие под угрозу базовые основы их национальной безопасности, то в расчётных сценариях развития военных конфликтов исключается ситуация применения ядерного оружия.

Расчётные оперативно-тактические сценарии отражения военной агрессии разработаны из условия относительной кратковременности масштабных военных действий, в ходе которых перед ВС стран - членов ОДКБ будет поставлена задача не допустить достижения противником стратегического превосходства в течение 5-7 суток для того, чтобы дать политическому руководству сторон время на принятие договорённостей о прекращении масштабных военных действий или переходу к их новому этапу.

При моделировании отражения военной агрессии принято допущение, что войска (силы) ОДКБ сведены в оперативные группировки коллективных сил, основу группировки составляют ВС страны - подвергшейся нападению, а также воинские формирования КСОР. Общее руководство оперативной группировкой осуществляет командование ВС страны - ОДКБ, подвергшейся нападению. Эффективность действий оперативной группировки определяется её способностью отражать воздушное нападение противника и удерживать тактическую зону обороны в течение 5-7 суток (время для политического разрешения конфликта) или переводу его на новый уровень.

Все расчётные оперативно-тактические сценарии предусматривают начало военных действий с нанесения массированных авиационно-ракетных ударов (МАРУ) по объектам государственной и военной инфраструктуры государства (государств), против которого развязана агрессия.

В интересах обоснования вариантов комплектования группировки КСОР ВВТ при моделировании оборонительной операции считается, что силы и средства противника распределяются между ВС страны, подвергшейся агрессии, и КСОР пропорционально соотношениям численности входящего в них личного состава, количества ВВТ. При этом оцениваются возможности транспортной инфраструктуры региона по передислокации формирований КСОР из мест постоянной дислокации в район военных действий по различным вариантам.

При оценке вклада КСОР в оборонительные операции предусматривается, что группировка включает самостоятельные национальные формирования с ВВТ по состоянию на 2011 г.

На Центрально-Азиатском направлении ОДКБ полномасштабная агрессия с участием ведущих государств Североатлантического союза маловероятна. Поэтому расчётные оперативно-тактические сценарии для этого направления основаны на предположении о военных действиях Китая с ограниченными целями. Основной задачей агрессии является установление военно-политического и экономического влияния КНР в регионе путём оккупации части территории Казахстана. При этом гипотетический вооружённый конфликт на данном направлении будет иметь существенные особенности, обусловленные относительно устаревшим вооружением противоборствующих сторон, а также спецификой физико-географических условий региона. Анализ всех этих факторов показывает, что наиболее удобным для начала Китаем масштабных военных действий против Казахстана является Восточно-Казахстанское операционное направление.

Отражение агрессии осуществляет оперативная группировка коалиционного состава, включающее силы и средства ВС Казахстана и КСОР ОДКБ. Время развёртывания группировки КСОР при переброске войск по воздуху - 15-20 суток, по Каспийскому морю и по суше - 7-10 суток.

На Центрально-Азиатском направлении ОДКБ силы и средства оперативное объединение коалиционных сил способны отражать воздушные и наземные удары противника и сохранять боеспособность в течение 3-5 суток. При этом вклад КСОР в оборонительную операцию составляет: при отражении воздушного нападения - менее 15 %, при удержании тактической зоны обороны - около 20-25 %.

Недостаточная эффективность применения группировки КСОР связана с отсутствием эффективных систем противовоздушной и противоракетной обороны, а также противотанковых систем.

Приблизительные оценки возможного вклада КСОР в оборонительные операции в условиях превращения группировки в целостную боевую систему под общим управлением и с единой номенклатурой перспективных ВВТ (при оснащении системами вооружений, разработанных "КБ Приборостроения" с приводимыми оценками их боевой эффективности) показали, что этот вклад может возрасти до 30-40 %.

Исследование применения КСОР в особых условиях показало, что отряды оперативных Коллективных сил (ООКС) способны успешно противостоять незаконным вооружённым формированиям, терроризму, организованной преступности и наркотрафику.

Вместе с тем, при ликвидации последствий природных катастроф и чрезвычайных ситуаций КСОР могли бы действовать более эффективно при условии решения проблемы, хотя и временного, но достаточно длительного срока размещения военнослужащих.

В настоящее время структуры управления и компоненты силовых составляющих КСОР на первый взгляд удовлетворяют требованиям политического руководства для противодействия военной агрессии, чрезвычайным ситуациям, а также терроризму, организованной преступности и наркотрафику. Однако существующий подход к формированию КСОР может обречь на провал поставленные задачи, сорвать решения политического руководства стран-участников ОДКБ.

Основная причина, отсутствие в формате Организации самостоятельной системы управления силами и средствами коллективной безопасности ОДКБ. Проблемные вопросы в обеспечении жизнедеятельности сил и средств формирований других государств-участниц ОДКБ, входящих в состав группировок войск будут иметь более многогранный характер: формирования группировки будут состоять из разноведомственных структур, уровень подготовки которых при решении поставленных задач разительно отличен), системы вооружения формирований не согласуются (только соединения, выделяемые от ВС РФ и Республики Казахстан, имеют примерно одинаковую организационную структуру, систему вооружения и уровень боевой подготовки), системы материально-технического обеспечения отличаются (для полного согласования их при выполнении поставленных задач потребуются значительные временные затраты) и др.

Решение проблемы в определении других подходов в создании и развитии структуры и состава КСОР. Так, в настоящее время для решения задач по оперативному реагированию на внутренние и внешние военные угрозы государствам членам ОДКБ в условиях конфликтов низкой интенсивности достаточно иметь Коллективные силы в составе тактических группировок к каждому региону коллективной безопасности.

Сущность предлагаемого варианта заключается в следующем. Применительно к каждому региону коллективной безопасности целесообразно создавать соответствующую оперативную группировку КСОР. Основу группировки составят тактические группы. Структура тактических групп должна быть типовой, обеспечивающей на последующих этапах формирования КСОР развёртывание на их основе воинских частей и даже соединений.

Предлагается следующая структура тактических групп КСОР: управление, три мотострелковые роты, рота огневой поддержки, взвод снайперов, миномётная и артиллерийская батарея, зенитная батарея, взвод автоматических гранатомётов, взвод переносных ПТРК, взвод реактивных пехотных огнемётов, разведывательный взвод, взвод связи, взвод радиационной, химической и бактериологической разведки, инженерно-сапёрный взвод, взвод психологической борьбы, комендантский взвод, взвод материально-технического обеспечения. Совместно с тактической группой необходимо формировать отдельную авиационную тактическую групп, включающую боевые, военно-транспортные вертолёты, самолёты и беспилотные летательные аппараты.

Необходимо уделить внимание силам специального назначения. К примеру, заслуживает внимание опыт России, включивший в состав КСОР отряд особого назначения МВД «Зубр», который вошёл в состав Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России (ЦСНС ОР), созданного на базе «Зубр » и спецназа «Рысь». Силы и средства Центра являются резервом Министра внутренних дел РФ. Центр имеет обособленные подразделения: отряд полиции особого назначения «Зубр», отряд полиции специального назначения «Рысь», авиационный отряд специального назначения.

На Центр возлагается функция и полномочия по участию в установленном порядке в проведении специальных операций (мероприятий), учений и тренировок по линиям деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также в рамках международного сотрудничества совместно с подразделениями милиции (полиции) иностранных государств, КСОР ОДКБ.

Наиболее целесообразный вариант применения отряд особого назначения МВД РФ «Зубр», в составе группировки войск КСОР - это решение задач совместно с формированиями министерства внутренних дел союзных государств в пределах региона коллективной безопасности. Прежде всего, это совместные действия в проведении специальных операций (мероприятий) по освобождению заложников, обнаружению, блокированию, задержанию, террористов, членов незаконных вооружённых групп, незаконных вооружённых формирований, террористических и диверсионно-разведывательных групп, вооружённых преступников, изъятию из незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых и наркотических средств, психотропных и ядовитых веществ. Такой подход позволит обеспечить оперативное реагирование сил и средств на внутренние угрозы безопасности.

Опыт учений сил специального назначения КСОР ОДКБ «Кобальт -2010» показал, что в настоящее время весьма удачно и достаточно профессионально вписывается в структуры коллективной безопасности отдельная часть особого специального назначения «Беркут» Внутренних войск МВД Республики Казахстан. Укрепление и развитие компонента специальных сил, также рассматривается как перспективное направление совершенствования структуры формирований группировки КСОР под специальные задачи с гарантированным выполнением в форме специальных операций или специальных действий.

В крупномасштабном вооружённом конфликте КСОР ОДКБ должны участвовать в отражении нападения воздушного и наземного противника. Поэтому КСОР должны быть оснащены системами противовоздушной, противоракетной и противотанковой обороны с учётом наметившихся перспектив развития ВВТ ведущих мировых держав.

Большая часть операций КСОР в настоящих условиях будет носить миротворческий характер. При этом важным и в то же время достаточно сложным вопросом при организации операций КСОР является организация взаимодействия. Организуя взаимодействие, важно учитывать, что в таких операциях участвуют военные и гражданские структуры. Взаимодействие в операциях КСОР организуется на весь период её проведения по задачам, районам действий и времени, и должно постоянно уточняться и обеспечивать качественное решение задач.

При организации взаимодействия между военными формированиями КСОР согласовываются: порядок, способы и сроки выполнения поставленных задач, совместных действий с подразделениями силовых структур принимающего государства, а также с местными органами власти; порядок действий при нарушении конфликтующими сторонами соглашения о прекращении огня; порядок эвакуации контингента при возобновлении боевых действий между конфликтующими сторонами; порядок и способы всестороннего обеспечения контингента; сигналы управления и взаимодействия.

При организации взаимодействия с руководством принимающего (принимающих) государства (государств) и местными органами власти согласовываются: мероприятия по обеспечению приема и размещения воинских частей и подразделений КСОР; порядок выделения и использования элементов инфраструктуры; районы (пункты) размещения соединений, воинских частей, подразделений и органов управления; подготовка и обеспечение встреч руководства КСОР, лидеров международных организаций; районы, маршруты и сроки отвода тяжелого вооружения и техники частей, подразделений и других вооруженных формирований из зоны разъединения (буферной, демилитаризованной зоны), обеспечение свободы передвижения и пересечения линии разъединения гражданами.

Кроме того, командующий (командир) группировки КСОР (тактической группы) должен организовать взаимодействие с органами местной администрации по вопросам: оповещения и эвакуации гражданского населения; обозначения объектов (зон, местностей), находящихся под защитой международного гуманитарного права; эвакуации (перемещения) культурных ценностей.

Командующий (командир) группировки КСОР (тактической группы) организует взаимодействие с участием заместителей, основных должностных лиц группировки КСОР, командиров соединений (воинских частей и подразделений), а при возможности - и с приглашением представителей других силовых, государственных и общественных структур, задействованных в операции.

Взаимодействие организуется путем последовательной отработки порядка и способов выполнения задач операции на картах, макетах и непосредственно на местности. При организации взаимодействия командующий (командир) группировки КСОР (тактической группы) должен добиться единого понимания командирами воинских частей и подразделений способов и порядка выполнения задач в ходе проведения операции.

Весьма важным вопросом является организация управления. Непременным условием успеха операции является: установление постоянной связи между органами управления и военными формированиями группировки КСОР; организация обмена информацией об оперативной обстановке; своевременное оповещение и координация действий всех компонентов группировки (тактической группы) КСОР.

Очерёдность развертывания элементов системы управления может иметь ряд особенностей. Так, если ввод КСОР осуществляется на этапе, когда стороны соблюдают условия перемирия (прекращения огня), целесообразно для занятия заданных районов и позиций в первую очередь высылать подразделения связи и охраны. Затем могут быть развёрнуты пункты управления военных формирований с рабочими группами на них. При благоприятных условиях развёртывание системы управления в КСОР осуществляется по принципу «сверху - вниз». Это позволяет «вытягивать» перебрасываемые в район операции силы «на себя» и осуществлять эффективное управление ими.

Если переброска сил осуществляется в ходе скрытого вооружённого противоборства конфликтующих сторон, и район, в который планируется прибытие соединений, воинских частей и подразделений миротворческого контингента, находится в зоне досягаемости огня вооружённых формирований конфликтующих сторон, то развертывание системы управления будет осуществляться таким же порядком, как и при проведении обычной военной операции.

Немаловажную роль в организации операции играет ее обеспечение, которое также имеет свои особенности. Основными видами обеспечения в миротворческой операции являются: оперативное, морально-психологическое, тыловое и техническое.

Для обеспечения деятельности штаба группировки тактической группы) КСОР работа по сбору информации должна быть направлена на получение следующих сведений: о районах и рубежах обороны группировок вооруженных формирований конфликтующих сторон и о подготовке ими новых позиций; о составе и вооружении группировок вооруженных формирований конфликтующих сторон; о возможности пополнения и замены сил на боевых позициях; о расположении минных полей и фортификационных сооружений; об основных коммуникациях; о системе и средствах связи; о характеристике лиц командного состава конфликтующих сторон; об экономических и гуманитарных проблемах в районе конфликта; о характеристике политических партий и их программах; о характеристике религиозных и этнических групп и их лидерах; об отношении местных властей и населения к военному формированию (операции в целом), миссиям ООН, Организация Безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ), а также к решениям, принятым этими международными организациями в отношении данного конфликта; о принятых политических решениях руководством страны и мерах по их осуществлению; о характеристике руководства местной власти и влиятельных лиц среди населения.

Для организации взаимодействия (координации вопросов технического и тылового обеспечения) в штабах ВС государств-участников операции создаются оперативные группы, на которые возлагаются: разработка, согласование и уточнение вопросов взаимодействия по всем видам технического и тылового обеспечения сил группировки; обеспечение своевременного поступления сводок и заявок по тылу и по службам технического обеспечения в национальные штабы.

Таким образом, в статье рассматриваются актуальные проблемы дальнейшего развития и укрепления КСОР. В работе обоснованы факторы и оперативно-тактические условия, обуславливающие необходимость создания и применения КСОР и определены пути их дальнейшего развития.

Кандидат военных наук полковник С.С.Сидоров,
подполковник В.В. Кушнир

Авторизация

Если вы хотите стать зарегистрированным пользователем, обратитесь к администратору на почту admin@avnrf.ru.

Хотим вас спросить

Вы являетесь читателем журнала Вестник АВН?

Постоянный читатель - 25.8%
Читаю только при случае - 29%
Нет, т.к. военная мысль уже давно умерла - 22.6%
Нет, т.к. в журнале нет ничего интересного - 8.1%
Да, но надо выпускать журнал ежемесячно - 14.5%

Всего проголосовало: 62
The voting for this poll has ended on: 31 Окт 2019 - 00:00

Фотогалерея

Наши партнеры