Россия должна снова стать великой державой
Проблема национальных интересов и национальной безопасности России на современном этапе не теряет своей актуальности. Она станет темой обсуждения на научной конференции Академии военных наук, которая состоится 19 января. Мы предлагаем читателям "ВПК" основные положения доклада, с которым выступит президент Академии военных наук генерал армии М.А. Гареев на этом мероприятии.
Обеспечение национальной безопасности остается центральной стратегически значимой для страны задачей. Однако научная разработка проблем национальной безопасности явно отстает от жизни.
У нас в стране нет ни одного специализированного научного центра, который системно занимался бы проблемами национальной безопасности. В США функционируют несколько подобных научных центров. Принятие Концепции национальной безопасности в 2000 г. явилось большим шагом вперед в этом отношении, но и она уже не в полной мере отвечает современным требованиям. ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Нация - это народ, который имеет свою государственность. В этом смысле термины "национальная безопасность", "национальные интересы" понимаются как относящиеся к интересам и безопасности всех народов страны, воспринимаются как общенародное понятие. Непонимание этого привело к принятию Федерального закона не о "национальной безопасности", а просто "О безопасности", то есть законодатель не указал общий объект безопасности, а именно нацию. Кстати, в нашей стране и в царские, и в советские времена, когда все было государственным, безопасность страны понималась только как государственная безопасность. Закон "О безопасности" 1992 г. вывел понятие "безопасность" за рамки государственных структур и предусмотрел дополнительно гражданское содержание безопасности за счет таких новых для России категорий, как безопасность личности и общества. Термин "национальная безопасность" был впервые использован в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" 1995 г. Он нашел отражение и в "Послании о национальной безопасности" Федеральному собранию президента РФ в 1996 г. У нас, к сожалению, нет понимания того, что концепция или стратегия национальной безопасности, военная доктрина должны быть открытыми документами, обращенными ко всему народу, ибо каждый гражданин (личность), общество, все федеральные и региональные государственные органы призваны участвовать в их осуществлении. В сфере практической деятельности в целях гарантированного обеспечения национальной безопасности необходимо ввести практику долгосрочного стратегического планирования, которое предусматривало бы оценку перспектив развития геополитической обстановки в мире, роли и места России в международном сообществе, ее союзников и партнеров при решении как долгосрочных, так и промежуточных задач, приоритетные национальные интересы и основные направления деятельности государства и общества по их реализации и обеспечению национальной безопасности. Нельзя сказать, что в настоящее время у нас нет перспективного планирования. Есть концепция внешней политики, решения и проекты по формированию государственной промышленной политики на долгосрочную перспективу, законодательные инициативы правительства в сфере государственного прогнозирования и социально-экономического развития, проекты стратегий регионального развития, ряд социальных, жилищных и других национальных проектов. Но все они не объединены единым замыслом, не по всем параметрам устремлены к единой цели, а главное - не достигается необходимая концентрация организационных, духовных и материальных ресурсов именно на приоритетных направлениях, гарантирующих их безусловное проведение в жизнь. Это и была бы наша стратегия развития РФ и обеспечения национальной безопасности на долгосрочную перспективу. На наш взгляд, в официальном государственном документе, который может называться и концепцией, и стратегией (это не имеет принципиального значения) нужно излагать положения, которые определяют цели, задачи национальной безопасности, государственные органы, ответственные за их выполнение, и направленность деятельности личности, общества и государства по обеспечению национальной безопасности страны. Требуется, конечно, и новое издание Закона "О национальной безопасности", определяющего правовые нормы обеспечения национальной безопасности. На основе этих документов могут быть разработаны долгосрочные программы внешне-политической деятельности, обороны страны, правоохранительной и других отраслей деятельности, а также развития регионов. В настоящее время деятельность в области национальной безопасности регулируется более чем 75 федеральными законами с многочисленными уточнениями и изменениями, большим количеством указов президента РФ, шестью различными доктринами, более чем десятью федеральными и отраслевыми концепциями, а также большим количеством межведомственных и ведомственных нормативных актов. Многие из этих документов дублируют, противоречат друг другу. Целесообразно провести полный мониторинг всех этих документов, не увеличивать, а сократить их количество, сделать содержание более четким и конкретным, мобилизующим к работе, чтобы можно было спросить с соответствующих исполнителей за их реализацию. О НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСАХ РОССИИ Национальные интересы - это жизненно важные интересы, выступающие как совокупность объективных потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Национальная безопасность трактуется обычно, с одной стороны, как развитие страны, с другой - как гарантирование этого развития путем обеспечения ее безопасности. Но все это осуществляется исходя из определенных национальных целей, идей и других духовных факторов, которые в совокупности с экономическими и другими материальными факторами определяют национальные интересы страны. Какое наше место в мире? Что за государство и общество мы строим, куда, во имя каких целей идем, а для военнослужащих остается исконный вопрос: что и во имя чего мы должны быть готовы защищать? Во время встречи с учеными-историками президент РФ В.В. Путин спросил их о национальной идее. Но внятного ответа не получил. Говорили в основном о свободе и справедливости. Достоевский в свое время призывал к "всечеловеческому единению и братской любви", в царские времена общегосударственная идея была выражена в словах: ": Православие, самодержавие, народность". А. Солженицын в наши дни говорит, что у нас не может быть другой национальной идеи, кроме народосбережения. Для России это действительно самое важное, но и эта идея не может быть самоцелью и универсальной на все времена. В Китае, например, проводится жесткая линия ограничения количества населения. Ссылаются обычно на Конституцию РФ, где в ст. 13 сказано, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Но такой всеобщей идеологии и не может быть. Однако все наши ведущие партии, в том числе "Единая Россия", имеют свои программы и идеологические установки. И нам надо работать с этими общественными движениями, как-то влиять на них. Если в предвыборной программе нашей правящей партии не нашли должного отражения вопросы обороны страны, защиты Отечества, военной службы, это не красит нас, в том числе и Академию военных наук. Значит, мы не достаточно активно и убедительно действовали. Сейчас такое время, когда не в моде научные авторитеты. Но хотя бы на Гегеля, видимо, можно сослаться. Так вот он говорил: "Отсутствие интереса есть духовная или физическая смерть". А Наполеон утверждал: "Есть два рычага, которыми можно двигать людей: страх и личный интерес". Те или иные интересы только тогда становятся движущей силой развития, когда они находят отражение в политике государства, общественном мнении, в соответствующих отраслях деятельности - экономике, социальных, оборонных или других проектах и подкрепляются активной деятельностью каждой личности в сфере своих интересов. Как справедливо подчеркивает профессор Ф.Г. Войтоловский, идеология всегда вплетена в "ткань" международно-политической жизни. Она отражает действительность в соответствии с определенными интересами и необходима не только для решения задач получения и удержания власти, но и для определения дальнейших рубежей развития и деятельности государств. Она не должна закостеневать, как это было с нашими социалистическими идеями, а должна эволюционировать вместе с жизнью общества, мировыми политическими трансформациями. Государство, элита которого не видит долгосрочных целей своей деятельности, рискует в современном мире оказаться жертвой текущих столкновений внешних и внутренних политико-экономических интересов или стать орудием достижения чужих долгосрочных целей. В связи с этим можно было бы напомнить и слова Н.Я. Данилевского, который утверждал, что "любые социальные преобразования будут безуспешными, хуже того - разрушительными, если они осуществляются по сомнительным рецептам, вопреки национальным интересам, под действием чужеродных сил, и тем более - давлением извне". Дело еще в том, что в условиях современной глобализации невозможно полностью изолироваться и придерживаться национальной идеи и политики в отрыве от того, куда идет весь мир. Несмотря на сенсационные суждения "о конце истории", наиболее компетентные и авторитетные ученые, политики и экономисты вынуждены признать, что и капитализм с его обществом неограниченного потребления не вечен. Ограниченность энергетических и других ресурсов может породить новые войны за их передел, но, даже если удастся покорить весь мир, это ресурсов не прибавит. Все равно придется искать новые альтернативные источники энергии, договариваться об определенном ограничении и регулировании их потребления. На основе оценки складывающейся международной обстановки и условий внутри страны Россия должна намечать свой конкретный путь развития, твердо отстаивать свои национальные интересы. Например, можно было бы записать, что Россия полна решимости быть великой державой с современной социально ориентированной и эффективной экономикой, развитыми демократическими устоями политической и общественной жизни, надежной обороной, с высоким уровнем образования и духовной культуры, базирующихся на отечественных патриотических традициях и современных национальных интересах. Нужна общая идея, объединяющая и мобилизующая всю нацию, все народы и основные слои общества. Национальные интересы не должны принижаться, иначе ограничиваются возможности экономического развития. Вместе с тем опыт 30-х гг. и послевоенных лет показал, что излишний максимализм и нереальность провозглашенных национальных целей и интересов, стремление жестко и любой ценой осуществить их порождали конфронтационные внешнюю политику и военную доктрину, приводя к подрыву и полному крушению ложно понятых национальных идей и целей. ВНЕШНИЕ, ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ И УГРОЗЫ В ХХI веке мир вступил в один из самых сложных и противоречивых периодов истории в условиях обострения сырьевых, экологических и демографических проблем. Отсюда проистекает актуальность выяснения места и роли России, оказавшейся в эпицентре интересов ведущих государств мира, в этой системе и поиск новых геополитических подходов к обеспечению ее безопасности. Все более определяющую роль начинают приобретать геоэкономические процессы. Идет структурная перестройка глобальной экономической системы, когда преимущественную роль играет не реальная экономика, основанная на природных ресурсах, промышленном и сельскохозяйственном производстве, а виртуальная ее модель, базирующаяся на кредитно-финансовых технологиях, позволяющих получать прибыли из самого процесса управления, ничем не подкрепленных финансовых операций. И, пользуясь этим, транснациональные компании получают возможность оказывать давление на другие страны, искусственно создавать в неугодных странах финансовые и другие кризисные состояния. Объективно существующие геополитические факторы не действуют автоматически. Их потенциальное влияние реализуется через определенный политический и стратегический курс. Поэтому многое будет зависеть от того, каким будет в будущем политическое устройство мира. С точки зрения геополитической на место России в мире и ее безопасность наибольшее влияние будут оказывать три обстоятельства: во-первых, стремление США к "мировому лидерству", во-вторых, направленность развития, политика Китая, в-третьих, международный терроризм, который не имеет единых в глобальном масштабе самостоятельных, централизованных структур управления и становится особо опасным при использовании его в своих интересах господствующими в мире международными силами. В стратегии национальной безопасности США, как ведущей мировой державы, со всей определенностью сказано: "Наша стратегия национальной безопасности формируется исходя из американских интересов и ценностей, США несут глобальную ответственность за защиту демократии в планетарном масштабе, имеют жизненно важные интересы во всех регионах мира". Новая стратегическая концепция НАТО ориентируется не на оборону, а на превентивные действия за пределами зоны ответственности НАТО". Ранее в стратегии США говорилось о стремлении "поощрять" демократические режимы во всем мире, а в 2006 г. уже прямо сказано о необходимости "насаждать" американскую демократию во всех странах", хотя вся эта западная демократия далека от того, что изначально вкладывалось в это понятие. С военно-политической точки зрения война НАТО против Югославии ознаменовала собой, по существу, начало новой эпохи не только в военной, но и во всеобщей истории. Эпохи открытого военно-силового диктата, в том числе к своим союзникам. Натовцы игнорируют ООН и все международные правовые нормы. Полностью пересматриваются итоги Второй мировой войны, а также Хельсинские соглашения о незыблемости послевоенных границ. США активно продвигают геополитические проекты создания Большого Ближнего Востока, чтобы взять под свой контроль важнейшие нефтяные источники, и Большой Центральной Азии, чтобы закрепить свое господство в этом регионе. Однако установление монополярного мира в перспективе вряд ли является возможным - с господством в мире лишь одной державы вряд ли согласятся даже нынешние союзники США, особенно Германия, Франция, Япония и тем более Китай. С точки зрения экономической перспективы развитие в мире будет определяться ограниченностью энергетических, экологических и других природных ресурсов. Например, США, имея 5% населения планеты, потребляют около 50% сырья и 25% добываемых в мире нефтепродуктов. Если все страны выйдут на такой уровень потребления, то сырьевых и энергетических ресурсов хватит не более чем на 5-10 лет, что чревато экономической и экологической катастрофой. Неумолимо сокращаются водные ресурсы, леса, плодородные земли, экологически благополучные районы. Поэтому по мере возрастания зависимости своей экономики от доступа к мировым рынкам и запасам природных ресурсов военно-силовая компонента политики США будет систематически усиливаться, в том числе и по отношению к России в силу специфики ее геополитического положения. В связи с этим особое значение для России приобретает энергетическая безопасность. Представляется нереальным и возвращение к биполярному миру путем объединения вокруг Китая ряда государств Юго-Восточной Азии, Евразии и Среднего Востока для противодействия политической и экономической экспансии ведущих западных стран во главе с США. Это невыгодно прежде всего Китаю. Конфронтация вместо сотрудничества с индустриально развитыми государствами приведет эти страны к еще большему технологическому отставанию. Россию часто пугают неизбежностью столкновения с Китаем. Действительно, в Китае существуют теория и завуалированная практика ее осуществления комплексной мощи государства (экономика, высокие технологии и военная мощь), которая автоматически должна распространяться в тех направлениях, где она обнаруживает слабость и наименьшее сопротивление. Следовательно, нам нельзя быть слабыми. К тому же в современных условиях наряду с потенциальными противоречиями возникает и немало совпадающих интересов. Учитывая все это, наиболее вероятным и соответствующим долгосрочным интересам международного сообщества представляется установление уже объективно складывающегося многополярного мира с такими центрами силы, политического и экономического влияния, как США, Западная Европа, Россия и другие страны СНГ, Китай, Индия, Япония, Бразилия. Геополитическая обстановка в многополярном мире будет характеризоваться значительно большим проявлением разнообразных национальных интересов, поэтому он будет еще более сложным, чем монополярный или биполярный, ибо многополярный мир может быть относительно устойчивым лишь будучи основанным на балансе интересов различных государств. Для того чтобы приспособиться к этим новым явлениям в мире и избежать глобальной катастрофы, когда-то нужно менять политику ведущих держав, отказаться от стремления к гегемонии и диктату и не на словах, а на деле становиться на путь сотрудничества между народами во имя общего выживания. Другого пути нет. Конечно, и со стороны России нужны в этой области дополнительные усилия. В частности, желательно добиваться заключения новых договоров взамен СНВ-1, срок которого истекает, при сохранении определенных ограничений на стратегические наступательные вооружения, должны быть установлены пределы и на создание ПРО, сохранен какой-то контроль над обычными вооружениями, надо добиваться запрета замены на баллистических ракетах наземного и морского базирования ядерных боеголовок на высокоточные обычные боеголовки, что крайне опасно для стратегической стабильности. Определяя место России в мире, приходится отдавать себе отчет и в том, что после распада СССР коренным образом изменилось и, прямо скажем, ухудшилось геополитическое и геостратегическое положение России по территории, национальному доходу и другим показателям. Деинтеграционные процессы нарушили экономические и транспортные связи между различными регионами. Образовался разрыв между занимаемым географическим пространством и его экономическим и демографическим заполнением. В геополитическом отношении Россия оказалась еще больше отодвинутой от центра Европы и Евроазиатского материка, оторванной от важнейших портов Балтийского и Черного морей. Наши западные границы оказались в 300 километрах от Москвы. Значительно изменился оборонный потенциал. В связи с этим бесмысленным было сохранять в существующем виде и ДОВСЕ. Одним из важнейших геополитических факторов развития России является возрождение России как великой державы. И это определяется не чьим-либо желанием, не только ядерным оружием, размерами территории, а историческими традициями и объективными потребностями развития российского общества и государства. Или Россия будет сильным, независимым и единым государством, объединяющим все ее народы, республики, края и области, что в интересах всего человечества, или она рассыплется, породив многочисленные конфликты, и тогда с ситуацией в Евразии, начиненной оружием массового поражения, не справится все международное сообщество. Или Россия - великая держава, или ее вообще нет. Надо отдавать себе отчет в том, что сильная Россия Западу не нужна. И наши партнеры будут продолжать делать все возможное, чтобы потеснить нас на международных рынках, затруднить сотрудничество со странами СНГ, другими соседями и наращивать свое военное и технологическое превосходство. Особенно четко проглядывается стремление расчленить Россию на множество конфликтующих между собой мелких государств, загнать ее в глубь Азии и тем самым оградить американские интересы в Европе, на Ближнем Востоке и АТР буферными зонами. Идеологи современной американской геополитики З. Бжезинский и Г. Киссинджер со всей определенностью заявляют, что контроль над Евразией требует окончательного разрушения России вне зависимости от господствующего в ней политического режима. В докладе Пола Вульфовица американскому Конгрессу утверждается: "Главной стратегической задачей США является недопущение создания на территории бывшего Советского Союза крупного и самостоятельного стратегического образования, способного проводить независимую от США политику". Стремление Украины и некоторых балканских и закавказских республик вступить в НАТО, предоставить блоку свои базы или, например, заявление официальных лиц США о том, что Америка не может себе позволить потерпеть неудачу в вовлечении Центральной Азии, Азербайджана или Грузии в сферу своих интересов, не могут не настораживать. Опасность состоит также в том, что некоторые так называемые региональные державы, такие как Турция, Иран, Пакистан и др., склонные поддерживать сепаратистские и экстремистские антироссийские силы в смежных республиках, могут привести к втягиванию России в различного рода конфликты. А таких конфликтных зон на Ближнем и Среднем Востоке, на Кавказе довольно много - арабо-израильские противоречия, курдская проблема, ситуация вокруг Афганистана, Ирака, Ирана, Нагорного Карабаха, Косова, Абхазии, использование в политических целях исламского фундаментализма и др. УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИМ Иногда говорят, что если не указаны конкретные вероятные противники, то нет концепции национальной безопасности и военной доктрины. Но при более глубоком анализе реальной ситуации опасно и бессмысленно объявлять заведомо противниками целые государства, в том числе и НАТО. И такой подход нерационален по трем принципиальным соображениям. Во-первых, и на Западе есть разные круги и люди. Некоторые из них понимают, что без сильной, целостной России невозможно обеспечить стабильность на огромном Евроазиатском материке, что и в интересах безопасности Запада. Другие же круги, особенно связанные с сырьевыми монополиями, ведут себя по отношению к нам крайне враждебно, и, к сожалению, глубинные причины этого еще мало исследованы. Всем известны походы на Русь Тевтонского ордена, начиная еще со времен Александра Невского. Не обошлось без активного содействия Ватикана при походе Мамая на Москву в ХIV веке. Продолжением экспансии на Восток были шведские и польские поползновения на русские земли в ХV-ХVII веках, поддержка рядом западных стран Турции в войнах против России в ХVIII веке, поход Наполеона в 1812 году, Крымская война, интервенция против Советской России 14 иностранных государств во время Гражданской войны, акции стран Запада по подталкиванию Гитлера к агрессии на Восток: Кстати, идеи фашистской идеологии ("Майн кампф") были заложены в германскую политику настолько глубоко, что они бы реализовались даже в том случае, если бы в России в 1941 г. была не советская власть, а монархия или буржуазный строй, то есть враждебное отношение Запада протянулось через века. И после Второй мировой войны западные страны боролись с СССР как с "империей зла". Некоторые наши ультралибералы твердят, что России нужно смириться и приспособиться к Западу. Но это, по существу, уже было. Советский Союз распался, исчезла "советская военная угроза", коммунистическая идеология сдала свои позиции, был ликвидирован Варшавский договор, советские войска покинули территорию других стран, до минимальных пределов сокращены российские Вооруженные Силы. Казалось бы, что еще должна сделать Россия, чтобы ее считали нормальной страной? Но в 1994 г. на торжества, посвященные 50-летию Нормандской операции, представителей России не пригласили. Между НАТО и Россией был заключен Основополагающий акт, главный смысл которого состоял в сотрудничестве обеих сторон в деле обеспечения европейской безопасности. Но вопреки этому, без согласия и даже уведомления России начинается агрессия стран НАТО против Югославии. Нам все откладывается предоставление режима благоприятствования в торговле (что сделано в отношении Китая), в Европарламенте осуждалось законное право России на осуществление антитеррористической операции в Чечне, на ее собственной территории. А авиационные удары НАТО по гражданским объектам и мирным беженцам в Югославии особого беспокойства не вызывали. После 11 сентября 2001 г. Россия поддержала США в борьбе с терроризмом, способствовала получению авиационных баз в Центральной Азии, в том числе в Узбекистане. Чем ответили на это американцы? Устроили вооруженный мятеж в Андижане, при этом не только не осудили бандитов, напавших на правоохранительные органы, но и предъявили претензии к властям, подавлявшим мятеж, помогли укрыться бандитам в других странах. С одной стороны, призыв к борьбе с терроризмом, с другой - поддержка террористов на государственном уровне. Раздаются призывы о борьбе с наркотиками, а на деле с приходом американцев и их союзников в Афганистан производство наркотиков там и их контрабанда увеличились в десятки раз. Подобные двойные стандарты настораживают и не способствуют сотрудничеству. Вместе с тем преодоление энерции такой политики зависит и от России. Во времена козыревых Россия не только запоздала в выработке своей концепции в отношении нового мирового порядка после холодной войны, но и своей приспособленческой политикой в определенной мере способствовала формированию американской гегемонистской политики. Во-вторых, в условиях глобализации с ростом экономических взаимосвязей во всем мире, и в первую очередь в Европе, такая взаимозависимость делает войну не только нежелательной, но и невыгодной для ведущих европейских держав. Это можно было видеть по той позиции, которую заняли, например, Германия и Франция по отношению к Иракской войне, затеянной американцами. И с этой точки зрения нет особого смысла все страны подряд объявлять своими врагами. Третье обстоятельство состоит в том, что наряду с противоположными политическими целями и противоречиями между западными странами и РФ объективно существуют и объединяющие интересы предотвращения ядерной войны и распространения ядерного оружия, борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, решения экологических и других проблем, которые объективно будут вынуждать к совместным действиям, как это было во Второй мировой войне, когда западные страны объединялись с СССР против фашистской Германии, хотя в 30-е годы хотели совсем другого. Кроме того, бескомпромиссная конфронтационная политика и военная доктрина при сложившемся экономическом положении и соотношении сил загонит Россию в еще более тупиковую позицию. Тем более, как отмечалось, в США и ведущих европейских странах есть различные круги, по-разному относящиеся к России, сегодня у власти одни, завтра могут оказаться другие. После окончания холодной войны со снижением напряженности глобальной конфронтации между двумя сверхдержавами и военно-политическими блоками наиболее острые противоречия переместились на региональные, межгосударственные уровни. В связи с этим и угрозой возникновения ядерной войны в обозримой перспективе не только становится маловероятной мировая война, но и уменьшается опасность крупномасштабной агрессии против России с применением ядерного и обычного оружия. При определенных обстоятельствах возможна и агрессия против России, но она будет осуществляться совершенно другими формами и способами, чем в прошлые войны. Одновременно увеличивается вероятность локальных войн и конфликтов. Вместе с тем обострение борьбы за передел сфер влияния, сырьевые ресурсы, рынки сбыта и усиливающаяся в связи с этим экономическая экспансия, территориальные претензии к нашей стране по всему периметру ее границ, стремление некоторых держав занять на международной арене доминирующее положение и проводить политику диктата и гегемонизма, попытки ряда государств воспрепятствовать интеграционным процессам между Россией и другими странами СНГ, разрешать международные противоречия путем применения военной силы делают все эти новые факторы опасными для безопасности России и могут перерасти в явные военные угрозы. Первая группа угроз - это долгосрочная политика определенных международных сил и держав, направленная на лишение России независимости, вмешательство в ее внутренние дела, ущемление ее экономических и других национальных интересов. Вторая и сама большая угроза - это конечная предназначенность ядерного оружия ряда стран, имеющих такое оружие, против России, распространение ядерного оружия и других видов оружия массового поражения. Третья группа угроз - продолжающаяся в мире гонка по качественному совершенствованию вооружений, стремление ведущих держав сделать рывок к созданию качественно нового оружия последующих поколений и добиться доминирующего военно-технического превосходства. Наличие мощных вооруженных группировок, нарушающих баланс сил, очагов конфликтов у границ РФ и ее союзников, приближение их к России, в частности в процессе расширения НАТО, создание враждебных нам вооруженных формирований на территории других государств, международный терроризм, а также враждебные информационные и информационно-психологические действия. Из внутренних угроз наиболее опасными являются терроризм, сепаратистские и экстремистские националистические движения, направленные против единства и целостности территории России. Причем внутренние конфликты, как правило, подогреваются извне. Для нейтрализации этих угроз от российского государства требуется готовность к решению следующих задач по обеспечению его безопасности в более широком плане. Первая - противодействие соответствующим политическим, экономическим, идеологическим, психологическим, информационным, разведывательно-контрразведывательным, террористическим и прочим акциям других государств, направленным на подрыв национальной безопасности России, максимально полное использование всех невоенных средств для обеспечения национальной безопасности. Вторая - стратегическое ядерное сдерживание возможного ядерного нападения и агрессии против России. Третья - поддержание высокой боеспособности и боевой готовности Военной организации России. ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАДАЧ Национальная безопасность - весьма сложная, многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства в противоборстве с различными внутренними и внешними угрозами. При этом желательно различать первую часть национальной безопасности как совокупность объективно складывающихся национальных интересов, процесс развития страны в противодействии различным угрозам и вторую часть как организацию, осуществление, проведение в жизнь национальных целей и задач, ограждение их от различного рода угроз и обеспечение гарантированной безопасности от них. Или, иначе говоря, вторая часть - это организационная, управленческая система органов, сил и средств, различных государственных и общественных организаций, деятельность каждого гражданина (личности) по обеспечению надежной национальной безопасности. Нередко обеспечение национальной безопасности рассматривается как прерогатива исключительно силовых, правоохранительных органов. Странно, например, что в действующей Концепции национальной безопасности, где перечислены государственные органы, участвующие в решении этой задачи, совершенно не упоминается Министерство иностранных дел. Но обеспечить национальную безопасность возможно лишь всей мощью государства, всех его структур. Главная задача государства, общества, личности состоит в том, чтобы на основе научного обоснованного прогнозирования, предвидения, разведки, досконального знания положения дел во всех отраслях деятельности прежде всего стремиться предотвратить и нейтрализовать назревающие угрозы, а когда это не удается, то оперативно реагировать и эффективно противодействовать им, обеспечивая надежную безопасность во всех сферах жизнедеятельности страны. Но надо не забывать и о том, что одна из главных целей либеральной, демократической интервенции во всемирном масштабе и состоит в том, чтобы расшатать суверенитет и государственный строй неугодных стран. Вместо этого хотят насадить своего рода сетевую, разрыхленную власть, управляемую извне. Неолибералы, в частности руководители фонда Карнеги в Москве, считают государственный суверенитет абсолютным злом, а отказ от суверенитета - признаком демократии, современности и готовы в любой момент отдать свою страну под чужое покровительство. В связи с этим предложенный В.Ю. Сурковым термин "суверенная демократия" возможно имеет определенный смысл. Большая заслуга В.В. Путина состоит в том, что он с самого начала своего президентства устранил хаос в государственной власти и построил четкую властную вертикаль. Мы надеемся, что этот курс будет продолжен. На современном этапе при очень сложных процессах становления России, внутренних и внешних противоречиях реально главная и решающая роль в обеспечении национальной безопасности принадлежит государству. Государство обеспечивает национальную безопасность всей совокупностью своего авторитета и мощи, которые определяются его геополитическим положением, природными ресурсами, уровнем развития и эффективностью экономики, науки и новых технологий, активностью населения, его духовным, культурным потенциалом и оборонной мощью, характером отношений с другими государствами мира, и прежде всего соседями. Основная мысль, заложенная в Концепции национальной безопасности РФ, состоит в том, что в предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политико-дипломатическим, экономическим, информационным и другим невоенным средствам. Одновременно национальные интересы Российской Федерации требуют и наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Это положение о сбалансированном сочетании невоенных и военных средств должно служить одной из ключевых основ обеспечения не только национальной безопасности в целом, но и оборонной безопасности России. В отличие от прошлого сложность обстановки состоит в том, что наши конкуренты, недруги открыто с ядерной Россией не воюют. "Противник", главная противостоящая нам сила остается за кулисами, имитирует "партнерство". Такая "двухслойная политика" вводит в заблуждение общественное мнение и создает много неопределенностей. Однако при научном анализе военно-политической обстановки и в практической разведывательной деятельности недостаточно уделяется внимания проникновению и выявлению замыслов и практических действий многочисленных международных и транснациональных сил, особенно их сугубо скрытых мозговых политических и экономических центров, соответствующих филиалов в различных странах. А главное - и сегодня нет соответствующего спроса и ответственности за предотвращение и нейтрализацию угроз и конфликтов политико-дипломатическими средствами. Проблемы комплексного использования невоенных средств для отстаивания национальных интересов России и противодействия новым формам борьбы на международной арене остаются пока малоизученными и нерешенными. Они не нашли должного отражения в Концепции национальной безопасности, законах о безопасности, обороне и в Военной доктрине. Большим изъяном Концепции национальной безопасности является то, что, по существу, все задачи по обеспечению национальной безопасности возложены на федеральные органы (с. 20-21). Принижена роль губернаторов и других местных органов власти, самих граждан. Для граждан и общества расписаны в основном права, а их обязанности и ответственность не определены. Не в полной мере это учтено и в новом законопроекте "О противодействии терроризму". Но ни правоохранительные органы в области внутренней безопасности, ни Вооруженные Силы в деле защиты Отечества не смогут успешно решать свои задачи без поддержки народа, общества и каждого гражданина. Отсутствие ответственности и опоры центральной власти в низах существенно ослабляет безопасность страны в целом. Недостаточная скоординированность усилий государственных органов по предотвращению войн и конфликтов, по использованию невоенных средств в обеспечении обороны затрудняет обоснованное определение объема реальных оборонных задач, необходимого состава Вооруженных Сил и других войск, содержания и направленности военной реформы. Ибо масштабы военных усилий, оборонный бюджет во многом зависят от того, насколько полно и эффективно будет решаться первая часть задач по предотвращению угроз и их нейтрализации политико-дипломатическими и другими невоенными средствами. В Концепции национальной безопасности, Законе "Об обороне", Военной доктрине желательно отдельно выделить угрозы, вытекающие из долгосрочной политики определенных международных сил и держав, направленной на лишение России независимости, ущемление ее экономических и других интересов, подрыв изнутри и изоляцию, территориальные претензии к ней, подогревание и поддержку извне сепаратизма, терроризма, внутренних конфликтных ситуаций, попытки использовать их для вмешательства во внутренние дела России, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации и соотечественников в зарубежных странах и другие акции, ущемляющие национальные интересы России. В политико-дипломатической деятельности решающее значение имеет развитие и уровень экономических связей с соответствующими странами. Например, при существующем объеме торговли между США и КНР американцы в отношениях с Китаем не могут позволить себе каких-либо крутых зигзагов в политике, и риторические вопросы о "демократии", трения по Тайваню, Тибету и другие разногласия отодвигаются на второй план. При реально складывающейся расстановке сил в мире для России наиболее целесообразно, опираясь на ООН, сотрудничая с НАТО, ОБСЕ, Евросоюзом, Китаем, Индией и другими заинтересованными государствами, настойчиво выступать на международной арене за преодоление конфронтационной политики, добиваясь по возможности принятия международно-правовых норм, запрещающих подрывные действия против других стран. В условиях, когда такая угроза существует не только для России, при сохранении многополярного мира борьбу за коренное оздоровление международных отношений могли бы поддержать и многие другие заинтересованные в этом страны и общественные круги. Анализ тенденций развития международной обстановки свидетельствует о том, что проводимый США политический курс неизбежно приведет к противостоянию со значительной частью мира. И объективно складываются условия, когда России придется выступить в роли геополитического арбитра. Однако, если вопреки стремлению России избежать конфронтации не удастся и против нее будут продолжаться акции экономического, информационного и иного характера, должны быть предусмотрены хорошо продуманные меры противодействия прежде всего невоенными средствами. Необходимо на основе глубокого анализа потенциальных угроз российским национальным интересам тщательно планировать и осуществлять согласованные действия в области политико-дипломатической, экономической, информационной, технологической, психологической и других сферах. Все эти акции и мероприятия, проводимые по линии МИД, органов внешнеэкономических связей, разведывательных и контрразведывательных органов, Министерства обороны, МВД, ФСБ и других ведомств, должны осуществляться под руководством Совета безопасности и правительства РФ. Вообще основные усилия секретаря и аппарата Совета безопасности целесообразно сосредоточить на координации усилий различных ведомств в обеспечении безопасности страны именно невоенными средствами, соответственно уточнить его структуру и функции. Если это невозможно, создать для этого другой государственный орган. Координацию усилий всей Военной организации РФ в интересах обороны страны военными средствами целесообразно возложить на министра обороны. Желательно также повысить роль правительства в решении важнейших оборонных вопросов и контроль с его стороны, особенно с точки зрения рационального и более экономного решения оборонных вопросов. В связи с предполагаемым назначением на пост премьер-министра В.В. Путина это особенно актуально. Без усиления координирующей деятельности правительства невозможно добиться согласованного и экономного обеспечения оборонной безопасности, поскольку она должна охватывать деятельность не только Вооруженных Сил, но и других силовых ведомств и иных сфер деятельности государства в области обороны. С этой целью министр обороны должен быть заместителем Верховного главнокомандующего не только в военное время, но и в мирное. В составе правительства, в его подчинении целесообразно иметь соответствующие управления по оборонным вопросам, которые бы координировали деятельность всех оборонных ведомств, занимались мобилизационной подготовкой страны и подготовкой населения к защите Отечества. Целесообразно восстановить Министерство оборонной промышленности, оставив за ним принципиальные координирующие функции и исключив прежние хозяйственные задачи. В Концепции национальной безопасности целесообразно определить задачи и функции различных государственных органов по предотвращению угроз национальной безопасности Российской Федерации во всех этих областях деятельности. Требуются также системная научная разработка проблем противоборства невоенными средствами, подготовка соответствующих кадров широкого профиля и практическое овладение всеми формами борьбы. Для подготовки кадров широкого государственного профиля по вопросам национальной безопасности и обороны целесообразно при Военной академии Генерального штаба или Академии государственной службы создать специальный факультет, где проходили бы соответствующую учебу ведущие сотрудники правительственных органов, Минобороны и других силовых ведомств. Существующие при Академии Генштаба курсы не могут в полной мере решить эту задачу. Из всех невоенных факторов приоритетная проблема для России - это развитие экономики. Нельзя не видеть, что практически отечественное производство не работает даже в половину своих возможностей. По оценке РАН в стоимости российского ВВП 82% составляет природная рента, 12% - амортизация промышленных мощностей, созданных еще в советское время, которые уже изнашиваются и создают новые техногенные угрозы и только 6% - непосредственно производительный труд. Следовательно 94% нашего дохода образуется за счет проедания прежнего наследия и природных ресурсов (а нефти, например, осталось на 20-25 лет). Такая экономика не имеет реальных перспектив. Мы знаем о приоритетных национальных программах и других мерах по развитию экономики. Но мы просим понять нас и вообще простых людей: нельзя, ускоряя развитие экономики, оставлять значительную часть народа в бедности, в том числе и военнослужащих. Что делать для этого, уже много раз предлагалось. Прежде повысить зарплату, увеличить спрос и стимулировать реальное производство. Ограничить утечку капиталов за рубеж. Активизировать меры по стимулированию инвестиций в науку, промышленность и сельское хозяйство, создавать рабочие места. Полнее использовать уникальное геополитическое положение России путем прокладки евразийских магистральных транспортных коммуникаций. Для того чтобы Россия оказалась конкурентоспособной в мире по важнейшим показателям ее жизнеспособности: эффективности экономики, способности преодолеть нищету большинства населения и приостановить его вымирание, уровню развития образования, науки, обороноспособности - для всего этого когда-то необходимо менять экономический курс страны. Делать главный упор на инновационную, высоко технологическую экономику, развитие науки. Государственный бюджет великой державы, претендующей на достойное место в мире, должен быть значительно большим. Возможно, следует в ближайшие 10-12 лет выделять на оборону не менее 3,5% ВВП. Конечно, в деле взаимоотношений с обществом это крайне непопулярная мера. Но без этого невозможно перейти к новому поколению вооружений. Принятые в западных странах нормы военных расходов в пределах 2-2,5% для России не приемлемы. Ибо Россия после распада СССР вынуждена заново создавать всю систему обороны страны и необходимую для этого инфраструктуру. Необходима также определенная умеренность в государственном финансировании внутриполитических мероприятий, а также решительное сокращение административного аппарата во всех звеньях, который только в России стал больше чем во всем Советском Союзе. Нужна более последовательная внешняя политика, и в первую очередь в рамках СНГ и ОДКБ, нельзя допускать таких парадоксов, когда некоторые российские политические и военные деятели поставляли вооружение одной из двух противостоящих стран, состоящих в одной союзной организации - СНГ. В последние годы извращается вся отечественная история. Пытаются опорочить даже победу в Великой Отечественной войне. Такие фильмы, как "Штрафбат", "Враг у ворот" и др. ничего, кроме ненависти к армии и вообще к нашему прошлому, породить не могут. Особенно недопустимо, когда в распространении лжи и дезинформации об истории войны участвуют члены правительства и люди, состоявшие на государственной службе. Наиболее острый характер приобретает информационное противоборство, которое пронизывает изнутри все формы борьбы - начиная от дипломатической, экономической и кончая вооруженной - и вместе с тем имеет относительно самостоятельный характер. Информация и информационные технологии становятся все более действенным оружием, и овладение ими - важнейшая задача обеспечения не только духовной, но и всей системы национальной безопасности. Но в России нет государственного органа, который координировал бы информационную деятельность различных ведомств с учетом всех ее аспектов, направленную как на объективное информирование своих граждан, так и на противодействие тлетворной антироссийской информации, и прежде всего в области разжигания страстей в межнациональных и межрелигиозных отношениях. Управление информационной безопасности аппарата Совета безопасности занято техническими вопросами обеспечения информационной безопасности. В связи с этим возникает необходимость создания отдельного управления в структурах президентской администрации или в правительстве, на которое возложить координацию информационной деятельности в масштабе государства, начиная с вопросов духовной безопасности, выработки национальной идеи, формирования благоприятного образа России за рубежом и кончая проблемами противодействия различного рода подрывным действиям, идейной подготовке различного рода "оранжевых", "бархатных" и других революций. Нужны также дополнительные более конкретные меры по реализации Закона "Об информационной безопасности", постановления правительства по военно-патриотическому воспитанию молодежи, дополнительные меры по организации ее допризывной подготовки в связи с сокращением срока срочной военной службы до 1-го года. В обеспечении национальной безопасности сохраняет свое значение и военная мощь государства, к которой следует прибегать лишь в случаях, когда возможности других средств действительно исчерпаны. Поэтому требуется согласованное осуществление акций невоенного и военного характера с учетом прежде всего того, что новые формы экономического, информационного, психологического противоборства оказывают существенное влияние и во многом изменяют и характер вооруженной борьбы, направленность строительства и подготовки Вооруженных Сил и других войск. Основная суть этих изменений изложена в выступлениях президента и министра обороны РФ 02.10.2003 г. и в ноябре прошлого года на сборах руководящего состава. Вопросы совершенствования Военной организации РФ будут освещены в докладе начальника Генштаба ВС РФ. Нам хотелось бы уточнить наши позиции лишь по следующим вопросам. Во-первых, для ведения каких войн и для решения каких оборонных задач необходимо строить и готовить Вооруженные Силы и другие войска. С учетом изложенного выше для российских Вооруженных Сил и других войск первоочередной становится готовность к выполнению боевых задач в локальных войнах, вооруженных конфликтах и антитеррористических операциях. Но при определенных обстоятельствах возможно возникновение крупномасштабной региональной войны, непосредственной угрозы которой пока нет, но полностью ее исключить нельзя и необходимо обеспечить хотя бы мобилизационную готовность Вооруженных Сил к таким войнам. Президент РФ В.В. Путин в своем Послании Федеральному собранию четко определил: "У современной России должны быть Вооруженные Силы, способные одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется - и в нескольких локальных конфликтах. Мы должны быть всегда готовы отразить потенциальную внешнюю угрозу и акты международного терроризма". Из этого надо и исходить. Направленность строительства и подготовки вооруженных сил США и НАТО совсем иная. И, конечно, не только для борьбы с терроризмом создаются армады авианосцев, стратегических подводных лодок, самолетов и ракет, крупные группировки ВВС и Сухопутных войск, военный бюджет стал в 2 раза больше, чем при подготовке к мировой ядерной войне. Кроме того, события последнего времени наглядно свидетельствуют о том, что террористы не всегда будут действовать только мелкими группами. Они могут захватывать целые страны, как это было в Афганистане, Косове, с применением большого количества бронетанковой техники, артиллерии, авиации. В подобных случаях при проведении антитеррористических операций потребуются организованные действия регулярных войск. И Вооруженные Силы, безусловно, должны овладевать способами борьбы с терроризмом, но не упрощать эту сложную проблему. Во-вторых, о роли ядерного и обычного оружия. Войны будущего будут вестись, как правило, лишь с применением обычного, главным образом высокоточного оружия, но при постоянной угрозе применения ядерного оружия. Для России при крайне неблагоприятном соотношении сил на всех стратегических направлениях ядерное оружие остается важнейшим, наиболее надежным средством стратегического сдерживания внешней агрессии и обеспечения своей оборонной безопасности. Но нам в последнее время все более настойчиво внушают, что "без продвижения к ядерному разоружению многополярный мир превратится в расширяющийся "ядерный клуб". Однако нам нецелесообразно идти на дальнейшее сокращение этого оружия и снижение нашего ядерного потенциала. Поскольку уже сейчас пока научными учреждениями Запада при содействии некоторых институтов РАН готовятся предложения об установлении международного контроля над российским ядерным потенциалом, которым могут предшествовать провокации террористического свойства, целесообразно заранее разработать меры по противодействию этим акциям. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что в связи со снижением возможностей наших космических средств, системы СПРН и ударных средств СЯС, а также созданием стратегического ПРО все более проблематичным становится нанесение не только ответно-встречного, но и достаточно эффективного ответного удара по потенциальному противнику. Поэтому, учитывая эти обстоятельства, ядерный потенциал нужно поддерживать и наращивать. Одновременно целесообразно уделить должное внимание и развитию сил общего назначения - ВВС, ВМФ, Сухопутных войск. Суждения о ненужности Сухопутных войск в современных условиях носят дезинформационный характер. Даже для оккупации такого сравнительно небольшого государства, как Ирак, США вынуждены собирать силы со всех концов мира (35 стран). При огромной территории России и возможном появлении в будущем потенциальных противников на востоке и юге, делающих основную ставку на наземную составляющую военной силы, наша страна без достаточно сильных группировок сил общего назначения обойтись не может. Без Пограничных войск и минимально необходимых группировок Сухопутных войск на важнейших стратегических направлениях невозможно обеспечить даже устойчивость базирования ВВС, войск ПВО, ВМФ, других войск и функционирования всей инфраструктуры страны. В-третьих, решающее значение приобретает воздушно-космическая сфера. Повышается роль обычного стратегического оружия как решающего средства ведения войны, средств воздушно-космического нападения. Увеличивается пространственный размах вооруженной борьбы, оружие будущего и возросшие боевые возможности ВС позволят наносить мощные удары на всю глубину расположения воюющих государств, прежде всего по экономическим и энергетическим системам, узлам и коммуникациям. Следовательно, срыв воздушно-космического нападения приобретает для обороняющейся стороны решающее значение. Поэтому задача его отражения должна решаться не только Войсками ПВО, а объединенными усилиями и активными ударами, действиями всех видов Вооруженных Сил. В этом смысл объединения ВВС и Войск ПВО. Но и этого теперь уже недостаточно. Для надежной обороны страны в современных условиях наряду со стратегическими ядерными силами первостепенное значение приобретает создание единой системы воздушно-космической обороны страны. По мере совершенствования средств воздушно-космического нападения воздушная и космическая сферы оказываются все более взаимосвязанными. Поэтому объективно возникает необходимость не формирования отдельного вида ВС, как это иногда предлагается, а создания единой системы ВКО, объединения в ее рамках всех сил и средств ВВС, ПВО, ПРО и ПКО. Поскольку воздушно-космические средства противника будут производить пуски ракет за сотни и тысячи километров до подхода к цели, в первую очередь необходимо создавать авиационные и противовоздушные комплексы, способные перехватывать средства нападения противника на дальних подступах к нашим объектам. Только при этом условии можно обеспечить надежную оборону страны. В-четвертых, существенно изменяются способы ведения вооруженной борьбы. Прежде всего изменяется соотношение прямых и непрямых действий в стратегии. Непрямые действия, связанные с политическим, экономическим и морально-психологическим воздействием на противника, со способами его дезинформации и подрыва изнутри, всегда играли большую роль. Но в условиях господства идей тотальной войны прямые действия и кровопролитные сражения нередко превращались в самоцель, отодвигая на второй план все другие. В современных условиях, когда ядерное оружие ограничивает стратегические цели, роль упомянутых выше непрямых действий значительно возрастет. В связи с тем что в современных условиях главное внимание уделяется применению дальнобойных средств и осуществлению неконтактных операций, целесообразно, с одной стороны, принять срочные меры к созданию и оснащению своих ВС дальнобойными, высокоточными видами оружия, с другой - разработка и применение с нашей стороны в крупномасштабной войне более решительных, активных действий, направление основныех усилий всех видов ВС на поражение дальнобойных средств противника и одновременно навязывание ему именно контактных действий, которых потенциальный противник может избегать. При применении вооруженных сил для борьбы с террористами необходимы, с одной стороны, активные упреждающие действия и удары, с другой - высочайшая бдительность всего личного состава, надежная охрана и оборона всех государственных, общественных и других объектов на территории страны и всех элементов оперативного построения войск, базирования флота, коммуникаций, аэродромов, пунктов управления, объектов тылового и технического обеспечения, что совершенно недостаточно учитывается. В этом отношении Российская армия традиционно уязвима. Нашу армию во время войны в большинстве освобождаемых нами стран население всюду хорошо встречало, оказывало всяческую поддержку, и наши командиры не приучены к жесткой обороне и охране своих тылов, как к этому были приучены нашими партизанами немецко-фашистские войска. Некоторые тыловые органы и учреждения привыкли к тому, что им для охраны должны выделяться боевые подразделения. В современных условиях на это надеяться нельзя, и поэтому нужен коренной поворот в сознании всех военнослужащих. Каждый элемент боевого порядка, штабы, тыловые и технические органы должны быть обучены охране, обороне и активной борьбе с террористами самостоятельно, ни на кого не надеясь. Как говорил Ю. Цезарь: "У дисциплинированного войска нет флангов и тыла, а везде фронт, откуда появится противник". В-пятых, разрабатываемые в последнее время меры по совершенствованию оргструктуры Вооруженных Сил и других силовых ведомств в целом представляются целесообразными. Что касается стратегического планирования и оперативного управления Вооруженными Силами, всеми силами и средствами, привлекаемыми для обороны страны, то оно должно осуществляться ВГК, министром обороны через Генеральный штаб с активным участием Главкоматов видов ВС. В условиях, когда стратегические задачи решаются совместными усилиями различных видов Вооруженных Сил и планирование операции осуществляется не по видам ВС, а по совместно решаемым стратегическим задачам, Генштаб и Главкоматы видов ВС должны представлять собой не различные инстанции, а выступать как единый орган стратегического управления Вооруженными Силами под руководством Ставки ВГК. Представляется также нецелесообразным снижение статуса видов ВС, превращение их в Главные управления видов ВС. Можно и нужно уточнить их функции, особенно в части стратегического планирования и оперативного управления войсками (силами). Но при всех обстоятельствах оставить за ними задачи по развитию вооружений, боевой подготовке войск, подготовке кадров, организации службы войск и по другим административным вопросам. Без ведущей роли Главкоматов видов ВС может снизиться общий уровень руководства Вооруженными Силами. В области военного строительства наиболее остро встают вопросы оснащения ВС новыми видами оружия. В последнее время предприняты определенные шаги по реорганизации оборонной промышленности. Но они не предусматривают кардинальной концентрации научных сил, финансовых и материально-технических средств для осуществления прорыва в области элементной базы, перспективных технологий для создания средств связи, обнаружения, наведения, автоматизации управления, РЭБ, информатизации. В системе военного управления в принципе заслуживает одобрения и поддержки идея более тесной интеграции всех сил и средств (в том числе тыла) на ТВД и важнейших стратегических направлениях под руководством региональных командований. В принципе не имеет особого значения, как они будут называться: "командования" или "военные округа", наделяемые оперативно-стратегическими функциями. Здесь принципиально важны два момента: во-первых, чтобы между ВГК - Генштабом не было нового промежуточного звена, ибо это будет усложнять и снижать оперативность управления войсками. И нецелесообразно не под каким видом иметь одновременно военные округа и региональные командования. Должно быть что-то одно. Во-вторых, при любом варианте обязательным является непременное подчинение региональному командованию сил и средств всех видов ВС и ведомств, привлекаемых к решению оборонных задач. Для этого необходимо твердое волевое решение высшего руководства и соответствующие строго определенные нормативные акты и положения. Для того чтобы убедиться в жизненности произведенных преобразований оргструктуры Вооруженных Сил и других силовых ведомств, новой системы военного управления, напрашивается необходимость проведения командно-штабного учения или военной игры под непосредственным руководством Верховного главнокомандующего и министра обороны со всеми органами стратегического управления Военной организации РФ, которые должны выполнять возложенные на них функции, действовать на учении в роли обучаемых, с "закрытыми" картами. Наконец, во всех проводимых преобразованиях Военной организации РФ желательно полнее задействовать человеческий фактор. Целесообразно разработать перспективную программу повышения уровня жизнеобеспеченности военнослужащих, удовлетворения их социальных нужд. Коренным образом преобразовать систему воспитательной работы с тем, чтобы активизировать и заинтересовать весь личный состав, и прежде всего офицеров, в самоотверженном и качественном несении военной службы, преодолеть существующие в настоящее время пассивность, инертность и безразличие как главный тормоз в решении всех задач. Герман Геринг на Нюрнбергском процессе говорил: "Наш Генштаб довольно точно рассчитал план блицкрига, с помощью которого мы планировали без большой крови покончить с вашей страной. Мы знали численность вашей армии, запасы вашего оружия, самолетов, танков. Но мы не знали, что такое русский солдат". Это, между прочим, признавали многие наши друзья и враги. В свете всего этого важнейшая наша задача - не потерять бы нам такого солдата. А этого можно добиться только заинтересованной работой всего нашего общества, более действенной воспитательной работой в Вооруженных Силах и других войсках. Но если мы общими усилиями не сможем противостоять тому, чем сегодня пичкает молодежь большая часть СМИ, литературы, кинофильмов, то можно со всей определенностью сказать, что (и это надо всем понять) мы не получим ни достойного гражданина, ни достойного солдата. Всем понятно, что Вооруженные Силы должны быть компактными, эффективными, мобильными, хорошо вооруженными, сориентированными на качественные параметры, но как это сделать? Самая сложная и наиболее трудная задача состоит в том, чтобы найти пути преодоления накопившихся негативных явлений, изыскать механизм практического осуществления намеченных мероприятий, определить пути реализации новых требований к повышению качества военного строительства, предусмотреть конкретные мероприятия, которые могут стимулировать и обеспечить проведение в жизнь намеченных планов с учетом реально имеющихся возможностей и других конкретных условий нашей страны. В связи с этим программа развития Военной организации должна предусмотреть ряд кардинальных мер по совершенствованию управления Вооруженными Силами, прохождения службы военными кадрами, внутреннего уклада воинской жизни, методов подхода к укреплению воинской дисциплины, улучшению социально-бытовых условий военнослужащих. Особое внимание желательно уделить улучшению стиля и методов работы руководящих кадров во всех звеньях. Речь, по существу, идет о преобразовании всей системы организации военной службы. В этом мы видим главную задачу и Академии военных наук, и других исследовательских центров. О некоторых проблемах внутренней безопасности. В условиях глобализации, интернационализации общественной жизни и осуществления преимущественно скрытых способов политической и экономической экспансии грань между внутренними и внешними угрозами стирается. И в большинстве случаев внутренние угрозы и конфликты подогреваются и инспирируются извне. Однако специфика обеспечения внешней и внутренней безопасности сохраняется, ибо существенно различаются формы и способы их обеспечения. Во-первых, для внутренней устойчивости России первостепенное значение имеет развитие ее как федерального демократического государства. Раздающиеся в последнее время призывы ликвидировать не только территориальные, но и культурные национальные автономии и перейти к унитарному государству, состоящему из однородных губерний, не только нереальны, но и крайне опасны, особенно на Кавказе. Ссылки на пример Российской империи не состоятельны. Политическое устройство царской России не было унитарным. Польша и Финляндия имели свои конституции, на особом положении было Бухарское ханство, население прибалтийских земель находилось в более привилегированном положении, чем население исконно российских губерний. Нет никакой необходимости унифицировать административное устройство России и в наше время. Нельзя согласиться и с предложениями, широко распространяемыми в последнее время в печати, об отказе от слов "Россия", "россияне". У нас веками существовала именно Российская империя. Наша действующая Конституция - основной закон РФ - начинается со слов: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле". Между прочим, одним из важнейших факторов, обеспечивших нашу Победу в Великой Отечественной войне, была дружба народов, когда все народы страны, объединившись вокруг великого русского народа, одержали победу. И мы, фронтовики, завещаем Вам, новому поколению российских граждан и воинов, быть верными этому завету и не позволить всякого рода экстремистам, находящимся на чужом корму, так называемым НПО, искусственно разжечь в нашей стране межнациональные и межконфессиональные рознь и раздоры. При этом учитывать, что по национальным и религиозным, да и вообще по историческим, культурным вопросам наша государственная и общественная жизнь наиболее тесно связана с нашими соседями, прежде всего странами СНГ. И наше сотрудничество, прежде всего широких кругов общественности, совместное противостояние экстремизму, местечковому национализму на постсоветском пространстве приобретает первостепенное значение. Казалось бы, все это надо поощрять, содействовать этому. Но на деле мы видим, как на государственном уровне ряда стран, в том числе России, создаются различного рода препоны на этом пути. Во-вторых, обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны и в целом внутренней безопасности также требует не только провозглашения программ, призывов, а прежде всего серьезных финансовых, материальных вложений и главное - выполнения принятых решений и поставленных задач. О значимости внутренней безопасности можно судить хотя бы по такому факту. Число ежегодно погибающих в мире только от стрелкового оружия намного превышает число жертв от атомных бомбардировок в Хиросиме и Нагасаки. Не говоря уже о дорожно-транспортных происшествиях, пожарах, различного рода отравлениях, пьянстве и других происшествиях. В связи с этим не мешает вспомнить и кое-что из нашего прошлого. Например, во всех учебниках говорится, что Ермак с отрядом 1500 казаков и тремя пушками покорил Сибирь. Там только у Хана Кучума было 20-тысячное войско, не говоря о дружинах многочисленных местных князьков. Ермак провел несколько успешных боев, но завоевать Сибирь при помощи только военной силы не смог бы. В этих краях маньчжуры, китайцы, местные правители налагали на население непосильные налоги, устанавливали всякого рода ограничения на пользование землей и пастбищами. За спиной Ермака стояли и некоторые из них шли вместе с ним очень умные и предприимчивые купцы. Они от имени царя освобождали местное население от фактического рабства, облегчали налоги, создавали более или менее сносные условия для его существования. И это население во многих случаях охотно принимало русские дружины, благоприятствовало их деятельности. К тому же многие казаки говорили на тюркском языке. И во время переселений крестьян в Сибирь, в том числе во времена Столыпина, им давались довольно крупные субсидии, налоговые льготы, бесплатные земельные наделы и т.д. Переселенцам давали право на бесплатный проезд, за небывало короткий срок практически вручную была построена Восточно-сибирская железная дорога, на которой мы до сих пор базируемся. Сто лет прошло с тех пор, а до сей поры нет сквозной современной автомобильной дороги до Владивостока. Моя землячка - министр экономики говорит, что если такими темпами будут строиться дороги, то на это потребуется еще 270 лет. Сейчас авиабилет из Владивостока до Москвы стоит 60 тыс. рублей. И большинство людей теперь ездит в отпуск в Китай, Таиланд, Вьетнам, учиться едут в Японию. Автомобильный рынок наводнен японскими машинами. Через 15-20 лет новое поколение людей вообще оторвется от Центральной России. Если к тому же учесть факты массовой миграции китайцев на Дальний Восток, из-за несовершенной миграционной политики, нетрудно понять, что мы создаем экономическую и социальную почву для вынужденного сепаратизма, когда исконно русские регионы могут начать отделяться от остальной части России. Следовательно, нужно не только призывать уделять внимание Сибири, Дальнему Востоку, а предоставлять людям, в первую очередь молодежи, жилье по сносным ценам, а то и бесплатно. Ограничить монополизм транспортных корпораций, больше платить тем, кто работает в Сибири и на Дальнем Востоке, предоставлять определенные льготы и т.д. Может быть, найти нового Ермака, который занялся бы делами Сибири и Дальнего Востока. Это относится и к другим видам безопасности, в том числе экологической. В 1998 г. была принята правительством целевая Федеральная программа "Возрождение Волги". К выполнению этой программы практически и не приступали. Когда-то полноводная река превращается в антисанитарный водоем. Сотни мелких рек, впадающих в Волгу, перегорожены местными плотинами, хотя в царское время это было запрещено. Рыба исчезает. Там назревает крупнейшая национальная катастрофа, и серьезной реакции на все это нет. Наметилась тенденция к увеличению техногенных катастроф, но, как мы видим, профилактические упреждающие меры запаздывают. Медленно решаются социальные проблемы. Сокращается продолжительность жизни населения, возрастает смертность. Сегодня Россия - мировой рекордсмен по числу убийств и в первой тройке по суицидам. Все это говорит о том, что по всем этим вопросам национальной безопасности нужна хорошо продуманная система взаимоувязанных государственных мер. Таким образом, в современных условиях в деле обеспечения надежной оборонной и в целом национальной безопасности России приоритетными становятся политико-дипломатические, экономические, информационные и другие невоенные средства, подкрепляемые необходимой военной мощью. Вместе с тем возникающие при этом угрозы и меры по противодействию невоенными и военными средствами тесно взаимосвязаны между собой и поэтому требуется органическое их сочетание и умелое применение с учетом конкретных условий военно-политической обстановки. Необходимость решения этих задач, конкретные функции и ответственность должны найти отражение в новой Концепции национальной безопасности, Военной доктрине и других основополагающих документах, регламентирующих деятельность государственных органов. |
АвторизацияНаучный форумВидеоматериалы АВНКто на сайте |