АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Cтруктура АВН

Фотогалерея

Актуально

Новости

Архив новостей

Президенту Российской академии наук  академику Г.Я. КРАСНИКОВУ

Президенту Российской академии наук академику Г.Я. КРАСНИКОВУ

Уважаемый Геннадий Яковлевич! Президиум Академии военных наук от имени военно-научного...

Петербургский научно-технический форум оборонных технологий

Петербургский научно-технический форум оборонных технологий "ВОЕНТЕХ"

К 90-летию БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова Санкт-Петербург, 17-19 ноября 2022...

Президенту Академии военных наук генералу армии ГЕРАСИМОВУ В.В.

Президенту Академии военных наук генералу армии ГЕРАСИМОВУ В.В.

Уважаемый Валерий Васильевич! Члены Академии военных наук поздравляют Вас, избранного лидера...

Побратались Калашниковым

Побратались Калашниковым

Сегодня, в 81-ю годовщину фронтового подвига под городом Трубчевском в начальный период Великой...

С Днем знаний!

С Днем знаний!

Дорогие друзья! Президиум Академии военных наук сердечно   поздравляет вас с Днем знаний и с...

“Интеллектуальный биатлон” (шахматы, боевая стрельба) памяти генерала армии М.А.Гареева

“Интеллектуальный биатлон” (шахматы, боевая стрельба) памяти генерала армии М.А.Гареева

В рамках Форума “Армия 2022” на шахматной площадке специализированного стенда “Военное...

Она жила во имя Победы

Она жила во имя Победы

Руководителю Международного Евразийского движения, к.ф.н., д.полит.н., д.с.н., проф. Дугину А....

Вестник АВН № 2 за 2022 год

Вестник АВН № 2 за 2022 год

      Поступил в типографию второй номер журнала "Вестник АВН" за 2022 год. В скором...

«Основные проблемы и перспективные направления военно-правовых исследований»

«Основные проблемы и перспективные направления военно-правовых исследований»

Опубликован третий том «Основные проблемы и перспективные направления военно-правовых...

  • Президенту Российской академии наук  академику Г.Я. КРАСНИКОВУ

    Президенту Российской академии наук академику Г.Я. КРАСНИКОВУ

  • Петербургский научно-технический форум оборонных технологий

    Петербургский научно-технический форум оборонных технологий "ВОЕНТЕХ"

  • Президенту Академии военных наук генералу армии ГЕРАСИМОВУ В.В.

    Президенту Академии военных наук генералу армии ГЕРАСИМОВУ В.В.

  • Побратались Калашниковым

    Побратались Калашниковым

  • С Днем знаний!

    С Днем знаний!

  • “Интеллектуальный биатлон” (шахматы, боевая стрельба) памяти генерала армии М.А.Гареева

    “Интеллектуальный биатлон” (шахматы, боевая стрельба) памяти генерала армии...

  • Она жила во имя Победы

    Она жила во имя Победы

  • Вестник АВН № 2 за 2022 год

    Вестник АВН № 2 за 2022 год

  • Генеральному директору Государственной корпорации

    Генеральному директору Государственной корпорации "Ростех" Президенту Союза...

  • «Основные проблемы и перспективные направления военно-правовых исследований»

    «Основные проблемы и перспективные направления военно-правовых исследований»

22 марта 2021 года был опубликован Комплексный обзор в сфере безопасности, обороны, развития и внешней политики Великобритании до 2030 года. Министр обороны Бен Уоллес представил доклад под названием «Оборона в век конкуренции». В нем достаточно подробнее представлен широкий спектр планов и действий Великобритании в военной области на ближайшие годы.  Всего на оборону будет потрачено £188 млрд (около $260 млрд), что выше нынешней суммы на 14%, а численность вооруженных сил к 2025 году будет сокращена с 82 тыс. до 72,5 тыс. человек (рекордно низкое число с 1714 года). Особое внимание уделяется модернизации и увеличению ядерного арсенала страны, активному внедрению в армию новых технологий, а также космической и кибернетической сферам — на их развитие выделено £5 млрд (почти $7 млрд) и £1,5 млрд ($2,1 млрд) соответственно.

Какие аспекты Комплексного обзора в сфере безопасности, обороны, развития и внешней политики Великобритании требуют внимания со стороны России? В чем отличия этого документа от предыдущих?

Почему Россия названа в Документе самой большой угрозой европейской безопасности?

Насколько опасны декларируемые в Обзоре планы модернизации и увеличения ядерных арсеналов Великобритании?

Свою точку зрения по этим вопросам представляют российские эксперты.

Ромашкина Наталия Петровна, Руководитель подразделения проблем информационной безопасности Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, профессор, член-корреспондент АВН РФ, кандидат политических наук

Одним из важных отличий нового Комплексного обзора в сфере безопасности, обороны, развития и внешней политики Великобритании является, по сути, отказ от британской политики приверженности Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), сокращению количества и роли ядерного оружия. Так, в 2010-х годах было принято решение о сокращении максимального количества ядерных боеголовок с 225 до 180 единиц к середине 2020-х годов, а в новом Обзоре заявлены планы по увеличению ядерного арсенала примерно на 40%, что составит 260 стратегических ядерных боезарядов. В целом же расходы на модернизацию оборонного потенциала, в том числе, в киберсфере, будут, по словам Бориса Джонсона, самыми масштабными за последние 30 лет после окончания холодной войны.

Кроме того, в Обзоре указывается, что Великобритания «больше не будет предоставлять публичные данные о наших оперативных запасах, развернутых боеголовках или развернутых ракетах». Ранее Соединенное Королевство обеспечивало транспарентность своих ядерных сил. Такие изменения, безусловно, добавляют неустойчивости и непредсказуемости в отношения ядерных держав и снижают уровень международной безопасности.

Сама по себе модернизация военных арсеналов является нормальным процессом для развитых стран, связанным с естественным развитием научно-технического прогресса. Безусловно, детали модернизации всегда должны анализироваться и соответственно учитываться в военном планировании конкурирующих стран. Серьезные угрозы связаны именно с увеличением ядерного арсенала. При этом общая стоимость программы по обновлению ядерных средств сдерживания, включающей замену баллистических ракет Trident и подлодок типа Vanguard на новые субмарины Dreadnought, составит около £31 млрд.

Во-первых, реализация решения Соединенного Королевства об увеличении ядерного потенциала станет нарушением Статьи VI ДНЯО, в соответствии с которой все официальные ядерные державы берут на себя обязательства идти к полному ядерному и всеобщему разоружению. При этом необходимо отметить, что Россия и США постоянно снижают количество своих ядерных сил. Таким образом, может возникает еще одна угроза всему режиму ядерного нераспространения, что может стать еще одним «ящиком Пандоры» и расширить список стран, желающих обладать ядерным оружием. В ближнесрочной перспективе этот вопрос, безусловно, негативно повлияет на ход обзорной Конференции по ДНЯО в августе этого года.

Во-вторых, Великобритания объясняет необходимость такой модернизации и количественного увеличения ядерных арсеналов, в частности, «ростом глобальной конкуренции, вызовами международному порядку и распространением потенциально разрушительных технологий, создающими угрозу стратегической стабильности». Однако именно наращивание стратегических ядерных вооружений напрямую ведет к существенному снижению уровня стратегической стабильности. Так, до середины 90-х годов, несмотря на ядерное распространение в период холодной войны и появление третьих ядерных держав, все «нецентральные» ядерные силы составляли в совокупности не более 10% (по боезарядам) от стратегических ядерных сил (СЯС) каждой из двух сверхдержав – СССР (РФ) и США. В настоящее время, после глубокого сокращения «центральных» ядерных сил РФ и США в соответствии с договорами по СНВ удельный вес потенциалов, так называемых, «третьих» стран в глобальном ядерном уравнении возрастает, и стратегические наступательные вооружения Великобритании и Франции, вместе взятые, становятся количественно сопоставимыми с СЯС России. Таким образом, число стратегических наступательных ядерных боезарядов всех стран НАТО – США, Франции и Великобритании – сможет количественно превзойти ядерные силы России на треть и более при определенных условиях.

Таким образом, наращивание Великобританией ядерного потенциала становится значимым и может существенно усложнить переговоры РФ и США по СНВ. Кроме того, вероятно, будет более настойчиво подтверждена ранее высказывавшаяся позиция России о необходимости привлечения Великобритании и Франции к переговорам по стратегической стабильности, и, в частности, по дальнейшему сокращению ядерных потенциалов.

Учитывая, что в Документе Россия называется главной угрозой для безопасности Великобритании, а также тот факт, что ЯО всех ядерных стран НАТО нацелены на РФ, речь идет об опасном соблазне получить стратегическое преимущество над Россией в ядерной сфере. То есть об угрозе для сохранения глобального баланса сил в мире, достаточного уровня стабильности и ведения переговорного процесса.

Стефанович Дмитрий Викторович, научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователь проекта «Ватфор»

В Документе предпринята попытка интегрированного подхода примерно ко всему: к развитию военных потенциалов для противоборства в разных сферах и средах (в т.ч. в космосе и киберпространстве); к взаимодействию с союзниками; к военному строительству в самой Великобритании, в том числе и «заморских территориях».

В документе присутствует налет своего рода технофетишизма: хотя в Лондоне и отдают себе отчет в стремительном сокращении разрыва в уровне развития военных технологий между условным «Западом» и всеми остальными, сохраняется акцент на необходимости качественного преимущества, при минимизации инвестиций в количественные показатели.

При этом нельзя сказать, что все это выглядит очень убедительно, особенно разочаровывают попытки «инфографики», скорее запутывающие читателя.

Также при, казалось бы, высокой детализации информации о конкретных системах вооружения и военной техники, в разработку, приобретение и модернизацию которых планируется вкладываться, практически полностью отсутствуют числовые данные о плановых объемах поставок.

Про реальные и выдуманные основания для столь агрессивной риторики в отношении нашей страны можно только гадать. Вместе с тем, Россия — традиционный и удобный «противник» для любой страны Запада, желающей обосновать военные расходы. Россия сильна в военном плане и не стесняется этого, при этом, опять же традиционно, готова использовать военную силу для защиты собственных интересов. А интересы эти, очевидно, не очень совпадают с декларируемыми британскими интересами.

Китай как вызов также присутствует в тексте Обзора, но отношения Лондона с Пекином носят несколько другой характер, в том числе в экономической и финансовой сфере, и «бить горшки» пока, видимо, не готовы. При этом неоднократно упомянутые (в т.ч. в виде фотографий) авиационные ударные группы — это скорее «привет» именно в сторону Индо-Пацифики (также фигурирующей в тексте документа).

Модернизация ядерных боезарядов, да и арсенала в целом — задача понятная. Раз уж безъядерный мир пока не просматривается, пусть лучше соответствующие вооружения будут надежными и современными, так для всех безопаснее. А вот планы по возможному количественному росту так и остались недостаточно обоснованными.

К слову, очень забавная формулировка использована в упоминании распространения высокоточного оружия большой дальности: авторы документа сетуют, что «все большее число стран получают доступ к продвинутым неядерным вооружениям, таким как гиперзвуковые ракеты, и к крылатым ракетам с ядерными силовыми установками».

В целом, конечно, новый британский Обзор в области безопасности и обороны целесообразно учитывать в будущих планах и документах России.

Ермаков Александр Сергеевич, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД)

Принципиальное отличие этого документа от предыдущих – это продвижение концепции «Глобальной Британии» после выхода Великобритании из Евросоюза. Звучит тема прекрасного независимого и великого будущего, которое ждет страну, избавившуюся от «балласта» ЕС. Много внимания уделяется выгодам, которые планируется извлечь из более активной и самостоятельной политики Британии, например, в Азии. В вопросах обороны и безопасности активно продвигается сохранение верности обязательствам в рамках НАТО и важной роли страны в Альянсе.

Обвинения Великобританией России, по сути, являются продолжением той политики, которую ведет Запад в течение последних полутора десятилетий. Военную угрозу России для Европы трудно считать реальной, особенно нам «изнутри». Трудно представить хотя бы пресловутое нападение на Прибалтийские государства. С другой стороны, понятно, что западному обывателю можно прекрасно подать как примеры «интервенционалисткой» политики войну в Грузии и присоединение Крыма, особенно если не раскрывать факты и переиначить детали. И таким образом можно обосновывать военные расходы, поскольку чисто географически трудно придумать иную глобальную военную угрозу в Европе.

Другая, и более серьезная проблема: еще большее обострение отношений России и Запада. Угроза связана с ростом вероятности возникновения ситуации, когда в конфликт перейдет случайное столкновение, недопонимание, вышедшая из-под контроля «игра мускулами» или провокация.

При этом риторика в адрес Китая значительно мягче.  Это связано с более тесными экономическими отношениями, с ролью КНР в качестве важного и богатого партнера Запада.

Представленные в Документе планы модернизации ядерных арсеналов, то есть создание подводных ракетоносцев типа «Дредноут», является естественным процессом, так как лодкам физически требуется замена. Англичане, еще с середины 20-го века тесно связавшие свои ядерные силы с американскими, проводят модернизацию параллельно с США, которые сейчас начали работы над лодками типа «Колумбия» и новыми боеголовки W93. Фактически Великобритания вносит небольшой технический и финансовый вклад в американскую модернизацию, но за это получит помощь в создании лодок (ракетный отсек, в частности, будет составлен из тех же блоков, но меньшего количества) и готовые боеголовки.

Судя по последовавшим заявлениям главы Министерства Обороны Великобритании, с военной точки зрения планы увеличения ядерного арсенала связаны с перспективами развития российской ПРО, что требует корректировки сил для надежного выполнения «Московского критерия». Этот критерий основан на существующей с 70-х годов прошлого века концепции, предполагающей, что для выполнения стратегическими ядерными силами Великобритании своей задачи — обеспечения эффективного сдерживания – необходимо иметь возможность нанесения сокрушительного удара возмездия по советской (а впоследствии соответственно российской) столице. Таким образом, Лондон, вероятно, обосновывает планы увеличения количества ядерных боезарядов тем, что на будущее из-за внесения чуть большего коэффициента сбитых с помощью ПРО боеголовок их общее количество нужно увеличить.

Впрочем, вероятно, важной является и политическая составляющая решения – лишний раз продемонстрировать свою «великодержавность».

Авторизация

Если вы хотите стать зарегистрированным пользователем, обратитесь к администратору на почту admin@avnrf.ru.

Научный форум

Кто на сайте

Сейчас 68 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наши партнеры