Страница 3 из 3
Так, одной из важнейших среди них можно отнести согласование классификаторов и справочников, лежащих в основе информационного обеспечения АСУ военного назначения. В системе управления развитием ВВТ используется более 400 классификаторов и справочников различного уровня, начиная с международных и всероссийских и заканчивая «внутренними» классификаторам конкретных организаций. В интересах решения этой проблемы разработана единая система классификации и кодирования информации в Вооруженных Силах. Однако ее внедрение в настоящее время затруднено из-за отсутствия службы информационных ресурсов Вооруженных Сил и информационных органов и подразделений во всех звеньях управления и механизма ведения соответствующих классификаторов. С проблемой несогласованности понятийно-терминологической базы научно-педагогический состав Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации столкнулся при разработке основополагающих уставных документов. Наличие большого количества различных словарей, содержащих часто противоречивые определения одних и тех же терминов, приводит к неоднозначности интерпретации и ошибочной трактовке понятий. Для решения этой проблемы необходимо разработать базовый электронный словарь военных терминов и определений, правила включения в него терминов, а также программные средства его ведения и использования[10]. Задачи по ведению такого словаря целесообразно возложить на одно из подразделений службы информационных ресурсов Вооруженных Сил. Для проверки обоснованности включения того или иного термина в словарь и проведения научной экспертизы понятийного аппарата в качестве экспертов могут привлекаться представители научно-исследовательских учреждений, ввузов, предприятий ОПК, а также научные редакторы военно-теоретического журнала «Военная Мысль». Разная степень актуальности информационных ресурсов в различных звеньях управления не позволяет в полной мере обрабатывать информацию и распределять ее по степени важности. Для выхода из создавшегося положения в органах военного управления необходимо создавать информационный фонд, который в дальнейшем будет размещен в хранилища информации единого информационного пространства[11]. Многообразие и несвязанность форм документов, циркулирующих в АСУ приводит к тому, что при применении различного специального программного обеспечения не обеспечивается процесс формализации информации. Для решения этой проблемы необходимо создание унифицированной системы документации и внедрение ее в Министерстве обороны и на предприятиях ОПК[12]. Наряду с обозначенными проблемами и обоснованными направлениями их решения нельзя не сказать о перспективных направлениях развития единого информационного пространства, которые включают научно-исследовательское, организационное и технологическое (рис. 4)[13].
Рис. 4. Перспективные направления развития единого информационного пространства Вооруженных Сил
Таким образом, для развития теории и практики создания единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации необходимо: Первое. Изменить организацию работы органов управления, оптимизировать процесс принятия решения и количество отрабатываемых документов. Это может быть достигнуто за счет расширения возможностей по управлению группировками войск (сил), единого представления об обстановке в органах управления различных уровней, согласованностью действий силовых министерств и ведомств в различных сферах применения вооружения и военной техники. Второе. Основные усилия следует сосредоточить на разработке концептуальных основ применения Вооруженных Сил с учетом использования единого информационного пространства и их закреплении в уставах и наставлениях. Таким документом может быть Стратегия создания и развития единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации. Третье. Перейти к инфраструктурному подходу, с практикой опережающего создания систем, обеспечивающих предоставление необходимых унифицированных услуг максимально широкому кругу пользователей. К числу таких инфраструктур можно отнести: интегрированную транспортную сеть объединенной автоматизированной цифровой системы связи Вооруженных Сил; информационно-телекоммуникационную систему Вооруженных Сил; систему обеспечения инфраструктурной безопасности информации; единое информационное пространство Вооруженных Сил. Четвертое. Интегрировать все информационные ресурсы в единую информационную инфраструктуру Вооруженных Сил, как основу систем управления войсками (силами) и оружием, объединяющую информационно-разведывательную, информационно-транспортную и информационно-коммуникационную среды. При создании единой информационной инфраструктуры необходимо предусмотреть реализацию функций высокоскоростного информационного обмена, глобальной разведки, координатометрии, навигации и управления перспективными боевыми системами. Пятое. Определить направления разработки и внедрения комплексов программно-технических средств при совершенствовании технической основы системы управления Вооруженных Сил. Основные усилия при этом могут быть сосредоточены на: разработке комплекса базовых информационных и телекоммуникационных технологий, а также технических средств, прикладных программных продуктов и информационного обеспечения для их реализации; обеспечение совместимости и взаимодействия информационных, вычислительных и коммуникационных ресурсов; разработке системы обеспечения информационного обмена различных структур Вооруженных Сил; разработке системы информационной безопасности единого информационного пространства на всех уровнях управления. Шестое. Сформировать в составе Генерального штаба Вооруженных Сил Центр перспективных исследований в области информационных технологий и их применения в развитии и строительстве средств вооруженной борьбы. В данной статье лишь обозначены проблемы построения единого информационного пространства Вооруженных Сил и показаны отдельные подходы их решения. Хочется надеяться, что более детально пути решения указанных проблем могут быть рассмотрены и уточнены в ходе творческой дискуссии в первую очередь на страницах журнала «Военная Мысль». [1] Концепция Единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации. Утверждена начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 16 декабря 2004 г. [2] Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия-2050 – стратегия инновационного прорыва. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – С.191-195.[3] Паршин С.А., Горбачев Ю.Е., Кожанов Ю.А. Современные тенденции развития теории и практики управления в вооруженных силах США. – М.: ЛЕНАНД, 2009. – С. 209-229. [4] Баранюк В.В. Основные направления создания единого информационного пространства ВС РФ. – Военная Мысль, 2004. – №11. – С. 32, 33. [5] Мейчик Е.Р. Перспективы развития системы и войск связи в условиях перехода Вооруженных Сил к новому облику // Российское военное обозрение №5, 2009. – С. 18-20. [6] Хрусталёв Е.Ю. Финансово-экономические аспекты формирования региональной инфраструктуры двойного назначения // Вооружение и экономика, №1 (1), 2008, 46 ЦНИИ МО РФ. – C.82. [7] Паршин С.А., Горбачев Ю.Е., Кожанов Ю.А. Современные тенденции развития теории и практики управления в вооруженных силах США. – М.: ЛЕНАНД, 2009. – С. 218. [8] Карпов Е.А., Буренин Н.И., Зюзин Н.А. Единое информационное пространство: проблемы создания. – Военная Мысль, 2004. – №8. – С. 47, 48. [9] Голубев Ю.Н., Каргин В.Н. Информационные технологии в управлении войсками. – Военная Мысль, 2005. – №6. – С. 43-45. [10] Голубев Ю.Н., Каргин В.Н. Информационные технологии в управлении войсками. – Военная Мысль, 2005. – №6. – С. 50, 51. [11] Чумичкин А.А. Обоснование путей создания эталонной модели данных единого информационного пространства ВС РФ // Вооружение и экономика, №1 (5), 2009, 46 ЦНИИ МО РФ. – С. 39. [12] Буренок В.М. Выйти из информационного вакуума. // Воздушно-космическая оборона. Информационно-аналитическое издание. – М.: ООО «Издательский дом «ВПК-Медиа», №2 (39), 2008. – С. 12-17. [13] Баранюк В.В. Основные направления создания единого информационного пространства ВС РФ. – Военная Мысль, 2004. – №11. – С. 29, 30.
|
АвторизацияНаучный форумВидеоматериалы АВНКто на сайте |