АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Cтруктура АВН

Фотогалерея

Стратегическая стабильность и кибербезопасность – на пути к новым соглашениям?

После встречи президентов России и США в июне 2021 года в Женеве начались консультации на межведомственном уровне по стратегической стабильности под эгидой Министерства иностранных дел России и Государственного Департамента США. Российскую межведомственную делегацию возглавляет заместитель Министра иностранных дел РФ С.А. Рябков, американскую – первый заместитель государственного секретаря У. Шерман. На очередном заседании было принято решение о формировании двух рабочих групп: Рабочей группы по принципам и задачам будущего контроля над вооружениями и Рабочей группы по потенциалам и действиям, способным иметь стратегический эффект. После встреч этих групп запланировано третье пленарное заседание. Принципиально новым стал тот факт, что в рамках этого комплексного диалога в Женеве проходят экспертные консультации по кибербезопасности под эгидой советов безопасности России и США.

Еще совсем недавно звучали мнения скептиков о том, что обсуждать даже на экспертном уровне вопросы увязки ядерных и кибер проблем в военной области нецелесообразно, о том, что никакие договоренности в этой области невозможны и так далее. Однако естественный процесс развития научно-технического прогресса, в первую очередь, в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), и, в том числе, в военной области приводит к созданию новых возможностей как наступательных, так и оборонительных вооружений. В то же время приходит естественное осознание уязвимости государств от ускоренного роста вероятности применения вредоносного ИКТ в военной сфере. И сегодня, несмотря на мнения пессимистов, можно уже констатировать не только признание на высшем уровне наличия проблемы влияния на уровень стратегической стабильности со стороны ИКТ, но и о возобновлении межгосударственного диалога по данной проблематике.

После Заявления Президента России В.В. Путина о комплексной программе мер по восстановлению российско-американского сотрудничества в области международной информационной безопасности от 25 сентября 2020 года, а также предложений Президента в 2020-2021 годах о необходимости подписания двусторонних между РФ-США документов, в частности, Двустороннего межправительственного соглашения о предотвращении инцидентов в информационном пространстве, а также универсальных международно-правовых договорённостей, направленных на предупреждение конфликтов и выстраивание взаимовыгодного партнёрства в мировом информационном пространстве[1], проблема влияния вредоносных ИКТ на уровень стратегической стабильности обрела реальное воплощение.

Так, на брифинге для иностранных военных атташе 24 декабря 2020 года Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии В.В. Герасимов отметил: «Военное противоборство распространяется на киберпространство и космос, в результате повышаются риски возникновения инцидентов из-за вмешательства в функционирование систем управления и обеспечения применения ядерного оружия… В этих условиях ключевым элементом обеспечения военной безопасности Российской Федерации остается ядерное сдерживание».[2]

Проблема влияния ИКТ на уровень международной безопасности и стратегической стабильности также звучала во многих выступлениях и на ежегодной Московской конференции по международной безопасности Министерства Обороны России в июне 2021 года.

В своем докладе на открытии Конференции Министр обороны Российской Федерации С.К. Шойгу, говоря об актуальных проблемах международной безопасности, сообщил, что «Гиперзвук, цифровизация и роботизация выходят на первый план при разработке новых вооружений. Космос и киберпространство всё активнее вовлекаются в военное противоборство. В составе вооружённых сил ряда стран создаются космические и киберкомандования, главной задачей которых является не оборона, а планирование и проведение наступательных операций в соответствующих сферах. Бережное отношение к международным обязательствам подменяется односторонними санкциями и внедрением некоего порядка, основанного на неизвестно кем придуманных правилах. Мир стремительно погружается в новое противостояние, гораздо более опасное, чем во времена холодной войны».[3]

Логично, что во время военных учений передовых в военном отношении государств, указанная проблема уже учитывается. В России, по данным Министерства обороны, подобные задачи решались в ходе учения в Кемеровской области в сентябре 2021 года: связисты общевойскового объединения Центрального военного округа отразили кибератаку условного противника на засекреченные каналы связи и обеспечили скрытое управление войсками. По замыслу учения отрабатывался один из актуальных в настоящее время сценариев вредоносного использования ИКТ: условный противник предпринял попытку сетевой атаки на засекреченные каналы связи по управлению войсками с целью искажения и подмены передаваемой информации. В ответ на эти действия был организован непрерывный мониторинг работоспособности техники и создан специальный технологический барьер, препятствующий сетевой атаке. Получая информацию об очередной попытке кибератаки операторы в ручном режиме производили блокировку атакованного канала связи и переходили на резервные проводные и спутниковые каналы связи.[4]

Важнейшим фактором, определяющим выход на новый уровень проблемы связи кибер и ядерных военных средств, стало объявление о запуске росийско-американского диалога по стратегической стабильности по итогам встречи президентов России и США В.В. Путина и Дж. Байдена в Женеве 16 июня 2021 года. В Совместном заявлении Президентов России и США по стратегической стабильности указано, что Россия и Соединенные Штаты будут участвовать в «интегрированном двустороннем диалоге о стратегической стабильности», цель которого «заложить основу для будущего контроля над вооружениями и мерам по снижению риска». Важным результатом встречи лидеров России и Соединенных Штатов стало первое после ключевого российско-американского заявления 1985 года подтверждение приверженности «принципу, согласно которому в ядерной войне не может быть победителей, и она никогда не должна быть развязана».[5] Это уже сам по себе серьезный факт в современных условиях, когда на Западе все чаще звучат безответственные призывы к использованию ядерного оружия, когда в обществе целенаправленно преуменьшают угрозу и последствия ядерной войны.

После завершения саммита В.В. Путин назвал решение начать двусторонние консультации в сфере кибербезопасности «чрезвычайно важным» — как для Москвы и Вашингтона, так и для всего мира.

28 июля и 30 сентября 2021 года в Женеве прошли два раунда консультаций на межведомственном уровне по стратегической стабильности под эгидой Министерства иностранных дел России и Государственного Департамента США.[6] По заявлениям зам. Министра иностранных дел С.А. Рябкова, в основе будущих договоренностей по стратегической стабильности должно лежать новое «уравнение безопасности», в котором учитывались бы все факторы, влияющие на эту сферу,  в том числе стратегические оборонительные и наступательные вооружения в их взаимосвязи, а также стратегические наступательные вооружения в неядерном оснащении, то есть системы, позволяющие без применения ядерных боезарядов решать задачи стратегического характера в плане поражения целей на территории другой стороны. Архиважны заявления России о том, что в этом новом «уравнении безопасности» нужно учесть ситуацию в космосе, где нарастает опасность гонки вооружений, а также проблемы кибербезопасности.[7]

Таким образом, переговоры по стратегической стабильности нацелены не только на достижение нового договора по ограничению стратегических ядерных вооружений. Планируется обсуждение мер прозрачности и снижения рисков непреднамеренной или преднамеренной эскалации с использованием ядерного оружия во время кризиса или конфликта. Кроме того, предполагается провести анализ выдвигаемых доктрин, которые могут усугубить напряженность или усложнить управление возникающими кризисами.

Однако, существует огромное количество проблем, затрудняющих переговоры. Речь идет об отсутствии общего понимания даже самого термина «стратегическая стабильность», что можно было предвидеть после длительного вакуума конструктивного диалога между РФ и США по этой проблематике по сути в течение более 20 лет. Логично, что в таких условиях Россия и США предлагают разные концепции, и, следовательно, имеют разные приоритеты. Спорными и сложными для достижения компромисса ожидаемо являются вопросы противоракетной обороны США и их союзников; включение в диалог всех типов систем вооружений с возможным стратегическим эффектом, как ядерных, так и неядерных; стратегические системы доставки ядерных вооружений средней и межконтинентальной дальностей; тактическое ядерное оружие; деструктивное влияние ИКТ на военно-политические процессы и т.д., и т.д.

Поэтому обсуждение вопросов кибербезопасности в рамках этих комплексных консультаций в Женеве максимально важно. Речь идёт об очень широком спектре вопросов, которые появились за долгий период отсутствия продуктивного диалога. В частности, это озабоченности России в отношении планов США по противоракетной обороне, усиливающие угрозы от вредоносных ИКТ; рост рисков милитаризации космоса и интереса к новым типам противоспутникового оружия; вмешательство в выборы и др.

На данный момент прошло четыре раунда экспертных консультаций по вопросам кибербезопасности между РФ и США под эгидой советов безопасности двух стран. Кроме того, за истекший период продолжались контакты в формате видеоконференцсвязи на уровне экспертов, обмен посланиями и сигналами на уровне посольств.

Важнейшим результатом этой работы можно считать уже само начало российско-американского диалога по этим максимально актуальным и жизненно важным вопросам. Кроме того, по заявлениям сторон, уже отработан формат участников и практика обмена мнениями помимо проведения онлайн-встреч по закрытому каналу. Запланированы новые контакты в предстоящий период.
По заявлению посла России в Вашингтоне А.И. Антонова, «Есть небольшие, но конкретные результаты в сфере пресечения хакерской активности. Мы отвечаем на все озабоченности, которые Вашингтон передает нам по установленным каналам».[8]

Однако, американская сторона, пытаясь добиться односторонних преимуществ, на переговорах по кибербезопасности, стремится всю работу сфокусировать исключительно на своих интересах, игнорируя российские озабоченности. Россия готова обсуждать с американцами то, что их интересует (сейчас это, прежде всего, пресечение деятельности хакерских группировок, атакующих объекты в США при помощи вирусов-вымогателей), но считает, что разговор по этой теме должен включать не только обсуждение нападения каких-то группировок на мясокомбинат с целью получения выкупа, но и многие другие аспекты: «При всем значении, которое американская сторона придает тому, что она считает хакерскими атаками кибермошенников, мы должны посмотреть на кибербезопасность и с точки зрения более прямой связки с задачей укрепления стратегической стабильности в целом».[9] Россия, в частности, считает важным обсудить риски кибератак на элементы системы управления вооруженными силами.

Расширение тематики и повестки дня с учетом интересов России, по-прежнему, является важнейшей задачей профессионалов из различных областей, но на данном этапе возрастает роль российской дипломатии. Сдвиги в этом направлении есть, но они недостаточны. По мнению МИД России, говорить о каких-либо договоренностях обязывающего характера в этой сфере пока преждевременно, так как пока нет опыта в разработке договоренностей обязывающего характера в этой сфере в связи с задачей укрепления стратегической стабильности.[10]

Действительно, проблемы разработки мер транспарентности, доверия и предсказуемости, согласования и проверки в отношении ограничений или отказа от кибервооружений сейчас могут казаться неразрешимыми, но уже сегодня необходимо приложить максимум усилий для развития диалога РФ и США, в конечном счете нацеленного на разработку и подписание документа,  политически обязывающего государства отказаться от кибератак на стратегические управляющие системы друг друга для предотвращения непреднамеренного обмена ядерными ударами.

Россия рассчитывает, что диалог с США по кибербезопасности станет регулярным, если будет обсуждаться широкая повестка дня.

В контексте нового формата проблемы влияния ИКТ на уровень стратегической стабильности в настоящее время достаточно остро встает вопрос о перспективах подписания юридически обязывающих документов. Это связано со следующей проблемой. С одной стороны, в настоящее время новейшие системы оружия и военные технологии, в том числе, ИКТ создают трудности для развития контрольно-ограничительных режимов в отношении стратегической стабильности. С другой стороны, новые ИКТ-возможности объективно добавляют неопределенности, а, следовательно, повышают риски начала ядерной войны. А значит, способствуют осознанию этой глобальной угрозы, осознанию равной для всех субъектов стратегической стабильности уязвимости. А это, как доказывает история, в результате приводит к достижению компромисса, который необходим и неизбежен в целях снижения количества конфликтов с высокой вероятностью эскалации к широкомасштабной ядерной войне.

При этом глобальную роль играет осознание необходимости сохранения и развития системы контроля над вооружениями, его адаптации к наличию новых дестабилизирующих факторов, в числе которых использование ИКТ во вредоносных военно-политических целях. Безусловно, на пути к новым договоренностям целесообразно продуктивно использовать многолетний опыт России (СССР) и США последовательно и профессионально добиваться соглашений.

А этот опыт показывает, что, как и в прошлом, не все инновационные технологии, в том числе автономные системы, орбитальные вооружения, оружие направленной энергии, киберсредства и др., можно уже завтра взять под контроль. Однако это не должно стать предлогом для отказа от переговоров по этим жизненно важным вопросам. Более того, продолжение конструктивного переговорного процесса – при ведущей роли России и США – является необходимым условием последующего включения новейших вооружений и технологий в договорно-правовые режимы. Это необходимо и для будущей перестройки системы контроля над вооружениями с двухстороннего на многосторонние форматы.

В недавнем интервью, говоря о проблеме кибербезопасности, Директор Службы внешней разведки России С.Е. Нарышкин отметил: «Конечно, мы следим за развитием в этой сфере, потому что мы не должны отстать, и мы должны обеспечить национальную безопасность, включая кибербезопасность... Мы видим, как наши партнеры наращивают свой наступательный киберпотенциал как в Соединенных Штатах, так и странах-членах НАТО, но я могу заверить, что Россия способна обеспечить и обеспечит информационную безопасность. Россия вносит свой вклад в создание системы глобальной безопасности в киберсфере»[11].

Логично предполагать, что одной из важнейших задач при этом является международно-правовое обеспечение стратегической стабильности с учетом ИКТ-угроз.

Более подробно о проблеме влияния ИКТ на уровень стратегической стабильности можно прочитать в монографиях ЦМБ ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова и, в частности, в монографии «Международная безопасность, стратегическая стабильность и информационные технологии» (Международная безопасность, стратегическая стабильность и информационные технологии / отв. ред. А.В. Загорский, Н.П. Ромашкина. – М.: ИМЭМО РАН, 2020. – 98 с., https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2020/2020-017.pdf).

18 ноября 2021 г.

Ромашкина Наталия Петровна, Руководитель Группы проблем информационной безопасности ЦМБ ИМЭМО РАН, профессор, член-корреспондент АВН РФ, кандидат политических наук, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .




[1] Заявление Владимира Путина о комплексной программе мер по восстановлению российско-американского сотрудничества в области международной информационной безопасности. 25 сентября 2020 года. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/64086.

[2] Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов провел брифинг для иностранных военных атташе. Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации. https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12331668@egNews.

[3] Министр обороны Российской Федерации открыл IX Московскую конференцию по международной безопасности. Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации. https://mil.ru/mcis/news/more.htm?id=12368274@egNews.

[4] Связисты ЦВО отразили кибератаку условного противника на засекреченные каналы связи. Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации. https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12384785@egNews.

[5] Совместное заявление Президентов России и США по стратегической стабильности. Президент России. http://www.kremlin.ru/supplement/5658.

[6] Совместное заявление по итогам встречи в рамках российско-американского диалога по стратегической стабильности в Женеве, 30 сентября 2021 г. Министерство иностранных дел Российской Федерации. https://www.mid.ru/diverse/-/asset_publisher/zwI2FuDbhJx9/content/sovmestnoe-zaavlenie-po-itogam-vstreci-v-ramkah-rossijsko-amerikanskogo-dialoga-po-strategiceskoj-stabil-nosti-v-zeneve-30-sentabra-2021-g-.

[7] Рябков: новое «уравнение безопасности» с США должно учитывать тематику кибербезопасности. ТАСС. https://tass.ru/politika/11535921.

[8] Посол Антонов рассказал о результатах диалога с США по кибербезопасности. РИА Новости. https://ria.ru/20211012/kiberbezopasnost-1754295082.html.

[9] Рябков: Россия и США провели уже четыре раунда консультаций по кибербезопасности. Коммерсантъ. https://www.kommersant.ru/doc/4910861?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop.

[10] Ждем «предметной реакции». Рябков дал оценку переговорам с США в Женеве. 28.07.2021. РИА-Новости. https://radiosputnik.ria.ru/20210728/ryabkov-1743345002.html?chat_room_id=1743345002.

[11] Dumb intelligence? Sergey Naryshkin, director of the Russian Foreign Intelligence Service

26 Sep, 2021. https://www.rt.com/shows/worlds-apart-oksana-boyko/535830-intelligence-information-dumb-naryshkin/.

Авторизация

Если вы хотите стать зарегистрированным пользователем, обратитесь к администратору на почту adm@avnrf.ru.

Видеоматериалы АВН

Кто на сайте

Сейчас 226 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

партнеры отделения ТЭК

Наши партнеры