АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Cтруктура АВН

Фотогалерея

Тезисы доклада на Общем собрании АВН

 

 

1. Академия военных наук как эффективная площадка создания инноваций для обороны России

Академия военных наук (АВН) с момента создания находится на передовом рубеже борьбы за военную науку и национальные интересы. История этой борьбы – это история всего русского военного искусства. И тут нельзя не вспомнить главные, наиболее значимые вехи этого трудного пути становления и развития, который прошла страна и АВН за четверть вековой срок.

Академия военных наук как межрегиональная общественная организация была зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 3 июня 1994 года. Актуальность создания АВН была подтверждена Указом Президента РФ от             20 февраля 1995 года №173.

На творческой площадке АВН объединись ученые не только Министерства обороны и Вооруженных Сил Российской Федерации, но и МВД, ФСБ, МЧС и других силовых ведомств России, а также ученые РАН, РАРАН и других государственных и общественных академий и учреждений, занятых исследованиями по оборонной тематике. АВН стала средой интеллектуального общения наиболее талантливой и прогрессивной части военных ученых.

За годы своей деятельности Академия военных наук зарекомендовала себя как крупный с мировой известностью военно-научный центр, содействующий решению приоритетных оборонных проблем, ведущий большую исследовательскую работу по решению геополитических, военно-стратегических, социально-экономических и инновационно-технологических задач в интересах обороны страны и безопасности государства.

АВН сотрудничает с федеральными органами государственной власти: с Научным советом Совета Безопасности РФ; с Экспертным советом Председателя Коллегии Военно-промышленной комиссии РФ; с Министерством обороны РФ и  Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, в том числе с Военно-научным комитетом Вооруженных Сил РФ, Военной академией Генерального штаба Вооруженных Сил РФ; с Клубом военачальников Российской Федерации. Особенно важно взаимодействие АВН и Научно-исследовательского Института (военной истории) ВАГШ ВС РФ в сражениях на военно-историческом фронте.

Высшим руководящим органом АВН является Общее собрание членов Академии.   Регулярные выступление начальника Генерального штаба ВС России генерала армии В.В. Герасимова на общих собраниях АВН с докладами о   войнах будущего дали основания для введения в научный дискурс термина «Доктрина Герасимова», который активно цитируется отечественными политологами и западной прессой.

Бессменным президентом АВН с самого начала и до последнего времени был генерал армии Махмут Ахметович Гареев, внесший определяющий вклад в создание и становление Академии военных наук.

Академия военных наук структурно в своем составе имеет региональные и научно-отраслевые и региональные отделения.

В составе Академии сформированы и эффективно действуют научно-отраслевые отделения: общего учения о войне и обороне, стратегического и технологического прогнозирования,  геополитики  и   национальной безопасности;    проблем управления национальной обороной; военного искусства; военной истории;  оборонного строительства; воздушно-космической обороны;  авиации и космонавтики; морское отделение; войск национальной гвардии; проблем казачества; проблем инфраструктурного развития; проблем оборонно-промышленного комплекса и военно-тактического сотрудничества; проблем международных отношений и межгосударственного сотрудничества; цифровых технологий;  военного права.

В составе АВН – ряд научно-исследовательских, инновационных и учебных центров: Центр проблем СЯС; Научно-инновационный центр ракетно-космических технологий; Научно-исследовательский институт проблем управления, информатизации и моделирования; Научно-исследовательский и учебный центр оборонных проблем; Институт социальной памяти.

Региональные отделения АВН – это современные научно-образовательные инновационные кластеры, территориально интегрированные с военными округами и предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

В целях поощрения научной деятельности членов АВН по выполнению научных трудов в Академии  учреждены  премии: имени А.В. Суворова, присуждаемая членам АВН ежегодно за выдающиеся исследования в военной науке и крупные творческие достижения в практической деятельности в области военного искусства, оборонного строительства и воинского обучения войск; имени А.А. Свечина, присуждаемая ежегодно членам АВН за фундаментальные военно-теоретические труды по проблемам военной безопасности, военной стратегии и военной истории. Присуждается также ежегодно премия имени А.В. Хрулева и имени В.В. Коробушина.

Академией военных наук издаются три военно-научных журнала: «Вестник Академии военных наук», «Стратегическая стабильность» и «Информационные войны», входящие в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

Следует отметить, что практически в каждом региональном отделении издаются свои сборники научных статей, на страницах которых вскрываются проблемы, характерные для их коллективов, и предлагаются пути их решения с учётом особенностей территориального размещения.

Как известно в Центре оборонных проблем АВН был создан и успешно продолжительное время действовал совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, соискание ученой степени  доктора наук ДСП–215.225.01 по специальностям и отраслям науки: 20.01.01-Общие основы военной науки, военное строительство, строительство Вооруженных Сил, отрасли науки - военные науки; по специальности 20.01.02- Стратегия. Военные аспекты безопасности государства, военная политология, отрасли науки - политические науки; по специальности 20.01.07-Военная экономика, оборонно-промышленный потенциал, отрасли науки -  экономические науки.  В период с 2002 г. по 2014 г. был подготовлен и защищен целый ряд докторских и кандидатских диссертаций по актуальной тематике.

В настоящее время задача, поставленная перед АВН в Указе Президента РФ по содействие в подготовке квалифицированных специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации  и ее  военно-промышленного комплекса, успешно решается объединенным советом по защите диссертаций, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук ДСО-999.005.02 на базе Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ и Научно-исследовательского и учебного Центра оборонных проблем Академии военных наук.

Заметим, что в абсолютном большинстве руководители государственных корпораций, концернов, холдинговых компаний (интегрированных структур), организаций прямого управления являются членами АВН. Их потенциал как никогда должен быть востребован в системе подготовки научных кадров для оборонно-промышленного комплекса страны, с учетом масштабных проектов по диверсификации предприятий ОПК.

Определяющими задачами для АВН в прошедший период ее деятельности являлись:

прогнозирование в среднесрочной и долгосрочной перспективе динамики и характера изменения угроз национальной безопасности России, в том числе с учетом происходящих геополитических процессов на Ближнем Востоке, размывания границ между военными и невоенными способами межгосударственного противоборства, практических действий многочисленных международных и транснациональных сил;

решение проблем стратегического сдерживания, придав первостепенное значение развитию СЯС и стратегических сил общего назначения, оснащенных стратегическим высокоточным оружием, способам противодействия ПРО, проблемам полномасштабного развертывания системы управления воздушно-космической обороны;

прогнозирование характера будущей войны, включая формы и способы оперативного применения межвидовых группировок Вооруженных Сил, в том числе за пределами Российской Федерации, в постконфликтном урегулировании военных и вооруженных конфликтов;

актуализация путей решения проблем внутренней безопасности, формирования духовных основ военной мощи государства, морально-психологической подготовки личного состава, обеспечивая при этом опережающее развитие науки по отношению ко всей совокупности практических действий;

обоснование приоритетных направлений обеспечения информационной безопасности, формирования методологии стратегического управления группировками войск на основе концепции сетецентричности, нейтрализации угроз в информационном и кибернетическом пространстве;

формирование перспективной системы вооружения, военной и специальной техники, способной противостоять системе вооружения вероятного противника во всех сферах вооруженной борьбы, добиваясь в максимальной степени реализуемости интегрированного государственного оборонного заказа.

Активно развивалось международное сотрудничество АВН как со странами ближнего зарубежья, прежде всего, с Белоруссией, Арменией и Казахстаном, так и Республикой Корея и Китайской народной республикой.

Важно отметить, что общественная форма организации АВН стимулирует творческую активность научных сил, позволяет оперативно реагировать на происходящие в мире и отдельных регионах геополитические и военно-стратегические процессы, и впредь будет способствовать установлению более тесных контактов и связей с научными организациями и учреждениями как в России, так и за рубежом.

 

2. Прогностический потенциал Академии военных наук:

критические оценки характера будущих войн

В настоящее время человечество совершает, вероятно, самый крутой поворот в своей истории. И в этот период стремительно развиваются неустойчивости, растут риски, и война оказывается совсем близко. На этом рубеже очень важно осознать сущность переживаемой эпохи, её вызовы и технологические императивы, сущность войн, в которых, возможно, придется участвовать России. Чем яснее мы их будем понимать, чем лучше будем готовы к отражению и парированию возникающих угроз, тем больше вероятность того, что события для нашего Отечества и для мира в целом будут развиваться не по худшему сценарию.

В настоящее время наука и технологии «сдают карты будущего», меняют формат войн и их сущность. Достаточно вспомнить времена создания ядерного оружия и стратегических ядерных (наступательных) сил, которые определили историю и геополитику нашего времени. Наличие таких средств сдерживания позволило 75 лет  жить без мировых войн.

Анализ «коридора возможностей» человечества и отдельных цивилизаций, вариантов будущего, представляет собой фундаментальную задачу, непосредственно связанную с оценкой риска военных столкновений.  Одной из ключевых сфер стратегического анализа становятся технологии проектирования будущего, исследование тех небольших изменений в сегодняшнем дне, которые могут кардинально изменить траекторию регионов, государств, отраслей промышленности в 20-30 летней перспективе.

Эта проблема имеет и большое прикладное значение. Для того, чтобы иметь научно обоснованную дальнесрочную программу развития системы вооружений и военной техники, надо заглядывать как минимум на тридцать лет вперед. Чтобы проектировать и создавать оружие надо хорошо понимать, какие задачи и на каких театрах военных действий должна быть в состоянии решать вооруженные силы, кто будет союзниками, а кто возможными противниками, и каким – облик боя.

В XXI веке прослеживается тенденция стирания различий между состоянием войны и мира. Войны уже не объявляются, а начавшись – идут не по привычному нам шаблону.

Опыт военных конфликтов, в том числе связанных с так называемыми цветными революциями в Северной Африке и на Ближнем Востоке, подтверждает, что вполне благополучное государство за считаные месяцы и даже дни может превратиться в арену ожесточенной вооруженной борьбы, стать жертвой иностранной интервенции, погрузиться в пучину хаоса, гуманитарной катастрофы и гражданской войны.

По масштабам жертв и разрушений, катастрофическим социальным, экономическим и политическим последствиям такие конфликты нового типа сравнимы с последствиями самой настоящей войны.

Возросла роль невоенных способов в достижении политических и стратегических целей, которые в ряде случаев по своей эффективности значительно превзошли силу оружия.

Акцент используемых методов противоборства смещается в сторону широкого применения политических, экономических, информационных, гуманитарных и других невоенных мер, реализуемых с задействованием протестного потенциала населения. Все это дополняется военными мерами скрытого характера, в том числе реализацией мероприятий информационного противоборства и действиями сил специальных операций. К открытому применению силы зачастую под видом миротворческой деятельности и кризисного урегулирования переходят только на каком-то этапе, в основном для достижения окончательного успеха в конфликте.

Отсюда вытекают закономерные вопросы: что такое современная война, к чему надо готовить армию, чем она должна быть вооружена? Только ответив на них, мы сможем определить направления строительства и развития Вооруженных Сил на долгосрочную перспективу, четко представлять перспективные формы и способы их применения.

В настоящее время наряду с традиционными внедряются нестандартные приемы. Повышается роль мобильных межвидовых группировок войск, действующих в едином разведывательно-информационном пространстве за счет использования новых возможностей систем управления и обеспечения. Военные действия становятся более динамичными, активными и результативными.

Новые информационные технологии позволили значительно сократить пространственный, временной и информационный разрыв между войсками и органами управления. Фронтальные столкновения крупных группировок войск (сил) на стратегическом и оперативном уровне постепенно уходят в прошлое.

Дистанционное бесконтактное воздействие на противника становится главным способом достижения целей боя и операции. Поражение его объектов осуществляется на всю глубину территории. Стираются различия между стратегическим, оперативным и тактическим уровнем, наступательными и оборонительными действиями. Применение высокоточного оружия приобретает массовый характер. В военное дело активно внедряется вооружение на новых физических принципах и роботизированные системы, беспилотные летательные аппараты, оружие с системами  искусственного интеллекта. В недалеком будущем возможно создание полностью роботизированных формирований, способных вести самостоятельные боевые действия.

Широкое распространение получили асимметричные действия, позволяющие нивелировать превосходство противника в вооруженной борьбе. К ним относятся использование сил специальных операций и внутренней оппозиции для создания постоянно действующего фронта на всей территории противостоящего государства, а также информационное воздействие, формы и способы которого постоянно совершенствуются.

Информационное противоборство открывает широкие асимметричные возможности по снижению боевого потенциала противника. В Северной Африке    используются технологий воздействия на государственные структуры и население с помощью информационных сетей.

Одной из форм применения воинских формирований  за границей является миротворческая операция. В ее содержание кроме традиционных способов действий войск могут входить и специфические: специальные, гуманитарные, спасательные, эвакуационные, санитарно-кордонные и другие. В настоящее время их классификация, сущность и содержание четко не определены.

Кроме того, сложные и многоплановые задачи миротворчества, которые, возможно, придется решать регулярным войскам, подразумевают создание принципиально иной системы их подготовки. Ведь задача миротворческих сил состоит в том, чтобы развести конфликтующие стороны, защитить, спасти мирное население, содействовать снижению потенциала враждебности и наладить мирную жизнь. Все это требует фундаментальной научной проработки.

Важная задача, стоящая перед АВН -  продолжить исследование уроков и выводов из опыта Великой Отечественной войны, локальных войн начала ХХI века, их влияние на развитие современного военного искусства. Активно противодействовать фальсификации отечественной военной истории.

3. Деятельность Академии военных наук в вопросах укрепления обороны и национальной безопасности

Безопасность нашей страны и ее надежная оборона могут быть обеспечены в современном мире только посредством  оперативного и эффективного использования достижений  военной науки.

К сожалению, кризисные явления в нашей науке все больше снижают ее роль как генератора новых идей для военной организации государства и отечественного оборонно-промышленного комплекса. По определяющим   направлениям научно-технический задел для оборонных приложений практически исчерпан.

Такая ситуация недопустима, и АВН в рамках своих возможностей и компетенций должна приложить все усилия для обеспечения  сферы обороны страны и безопасности государства необходимыми Концепцией внешней безопасности, Стратегии национальной безопасности, Военной доктрины.    востребованными  предложениями и разработками.

Деятельность по обеспечению сферы обороны и безопасности страны новыми разработками военной науки должна вестись АВН в тесном взаимодействии с Научным советом Совета Безопасности Российской Федерации, Научно-техническим советом Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, Военно-научным комитетом Вооруженных Сил РФ.

Считаю необходимым усиление работ по специальной программе президиума АВН для укрепления обороны страны и безопасности государства. Безусловно, для этого потребуется консолидированная позиция президиума АВН и Военно-научного комитета Вооруженных Сил РФ. Ввиду особой важности этой сферы для защиты национальных интересов возглавлять это направление деятельности должен президент АВН.

Необходимо наладить более тесную работу с соответствующими государственными структурами с целью выявления наиболее актуальных научно-технических задач для ОПК и сферы государственной безопасности и их выполнения, определения роли военно-научных и исследовательских организаций, определения источников финансового обеспечения таких работ и способов их организации в сотрудничестве с предприятиями промышленности.

Необходимо упрочить традиционные связи АВН с РАРАН, с ведущими государственными корпорациями (Росатом, Роскосмос, Ростех),  концернами и холдинговыми компаниями оборонно-промышленного комплекса  для инициирования и реализации крупных наукоемких программ и проектов. Имеющийся опыт подобных междисциплинарных программ говорит о том, что на этом пути интеграции возможно и ускоренное  проведение самих исследований, и внедрение их результатов.

На заседаниях Президиума АВН основное внимание должно уделяться рассмотрению вопросов, связанных с научным обоснованием важнейших   задач обороны страны и безопасности государства, инновационного развития оборонно-промышленного комплекса, а также перспектив развития передовых фундаментальных военно-научных исследований.

Необходимо ввести в практику отчеты отделений о проводимых исследования в  проблемно-ориентированных областях.

Следует ввести в структуру  АВН научные советы АВН. Советы АВН должны стать базовыми ячейками текущей работы Академии военных наук, их деятельность должна перейти на регулярную основу. Они должны заниматься непрерывным мониторингом состояния мировой и отечественной военной науки в соответствующих областях, готовить инициативные предложения по развитию научных исследований для отраслевых и региональных отделений, участвовать в международной деятельности посредством представительства в профильных международных научных советах и комитетах и проведения международных мероприятий.

Считаю, прежде всего, что должна быть обновлена деятельность президиума АВН. В его руководстве должна появиться команда относительно молодых членов АВН, для которых работа в президиуме  АВН будет определяющей.

Необходимо внести в Устав АВН изменения, предусматривающие возможность ротации членов президиума АВН в течение пятилетнего срока действия избранного президента.

При президиуме АВН необходимо сформировать новый орган - Совет старейшин - из числа действительных членов и членов-корреспондентов АВН в возрасте более 75 лет с правом участия в работе Президиума АВН с совещательным голосом.

Важно сохранить и развивать институт советников АВН и всячески поддерживать работу по передаче их богатейшего опыта новому поколению руководителей АВН.

Решения президиума АВН должны доводиться до Научного совета Совета Безопасности Российской Федерации, Научно-технического совета Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, Совета РАН по исследованиям в области обороны, Военно-научного комитета ВС РФ.

Встают новые задачи по взаимодействию АВН с структурами  оборонно-промышленного комплекса в условиях прогнозируемого сокращения объемов финансирования по государственному оборонному заказу.  Представляется необходимым внедрение алгоритма много-ступенчатого взаимодействия фундаментальной науки, военных ученых,   специалистов оборонно-промышленного комплекса и экономистов – специалистов в области экономики создания, совершенствования и обеспечения функционирования научного комплекса и промышленного производства.  Вполне логично встает вопрос о координации и организации взаимодействия научных исследований в области военной, социально-экономической, экологической, информационной безопасности общегосу-дарственного и регионального уровней, проводимых военно-научными органами и военными учеными.

Эту организующую роль должна взять на себя Академия военных наук, как координатор или как орган согласования разрабатываемых в силовых структурах соответствующих научных программ и исследовательских проблем.

При Академии военных наук может быть организован специальный научно-экспертный совет всех силовых структур. В его функционале необходимо предусмотреть координация и согласование военно-научных исследований, принятие общих программ и планов научной деятельности, подготовка предложений и рекомендаций для государственных и ведомственных органов управления. Такой совет мог бы взять на себя и руководство совместной научно-издательской деятельностью по выпуску научной, служебной и другой литературы.

4. Региональная политика Академии военных наук

Можно констатировать, что в настоящее время полноценная сетевая структура функционирования АВН на территории страны не в полной мере развита. Без ее создания невозможно решать задачи повышения роли и влияния АВН в сфере государственной научно-технической политики, реинтеграции АВН в военную организацию государства, повышения уровня военно-научного обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, инновационного развития регионов, роста военно-научного, образовательного, духовного и культурного развития населения регионов.

Проблема сохранения единства военно-научного пространства страны, развития прикладной науки в регионах, научно-методического обеспечения территориального развития становится все более острой и требует своего разрешения.

Считаю необходимым, чтобы будущее руководство АВН уделило первостепенное внимание региональной политике. В соответствии с Уставом АВН сформировать полноценную сеть региональных отделений во всех регионах страны, где имеются высшие военно-учебные заведения, институты РАН и учреждения РАРАН, представительства государственных корпораций. Региональные отделения АВН должны стать центрами сотрудничества с региональной властью, высокотехнологичным бизнесом, образовательной и культурной сферой в регионах.

Большого внимания заслуживает позитивный опыт руководства  отдельных региональных отделений по организации советов по военно-научной и социальной политике территорий при губернаторах. Инициативное и успешное участие в решении региональных проблем — один из очевидных и самых действенных механизмов поднятия престижа АВН на уровне местных элит. Руководство региональных отделений АВН   должны стремиться не допустить деинтеллектуализации  своих регионов,  способствовать поддержанию достойного культурного и образовательного уровня своих территорий.

Считаю целесообразным создание Совета АВН по региональной политике, который должен работать под непосредственным руководством президента АВН и регулярно проводить свои выездные заседания совместно с региональными отделениями с приглашением руководителей территорий и представителей местных элит для принятия конкретных решений по развитию территорий в контексте решения региональных задач в сфере обороны и безопасности.

 

5. Информационное взаимодействие и повышение престижа Академии военных наук

Руководству АВН необходимо коренным образом перестроить  информационную политику Академии.  АВН должна стать открытой для общества организацией, настроенной на активные коммуникации со всеми его слоями, должна умело пропагандировать военно-научные знания,  отстаивать военно-научное мировоззрение и достойно отвечать на критику. Это должна быть наступательная политика в борьбе за сохранение и развитие российской военной науки, за будущие формирование военных кадров для воспроизводства военной науки в стране.

Следует активизировать участие АВН в информационном пространстве: расширить присутствие членов АВН в федеральных и региональных СМИ, предусматривающее активное участие военных ученых  в объяснении интересующих гражданское население геополитические, военно-стратегический и военно-патриотические события и ситуации; организовать научно-популярные телепередачи и расширить спектр печатных изданий военно-научного и военно-патриотического профиля;  продолжить научную и общественную деятельность по борьбе с  фальсификацией военной истории, по сбережению военно-мемориального наследия Отечества, защите советских воинских захоронений на территории Евразии, памятников и памятных мест, возведенных и организованных когда то во славу нашей Родины.

Важно также актуализировать и спектр обязанностей членов АВН. Действительные члены и член-корреспонденты АВН, как и профессора АВН должны активизировать свою деятельность по пропаганде военно-научных знаний, консультированию представителей региональных и федеральных органов власти по вопросам обороны страны и безопасности государства.  Работа со СМИ должна стать ежедневной обязанностью руководства АВН. Более тесным должно стать взаимодействие со специализированными изданиями, телепрограммами, интернет-ресурсами, занимающимися популяризацией научного знания в обществе.

Мы должны быть готовыми работать с обществом, и прежде всего с молодежью, на понятных для них интерфейсах и языке. Мы должны работать так, чтобы об  Академии  военных наук не только помнили, но и знали.

Необходимо обеспечить регулярное информирование общественности посредством пресс-конференций президента, вице-президентов АВН и авторитетных ученых АВН, телепередач, научных статей, аналитических и обзорных материалов в ведущих информационных агентствах. Большее внимание необходимо уделять личному общению членов АВН с различными аудиториями.

Военные ученые должны взять на себя значительную часть работы по формированию позитивного имиджа военной науки и более широко - по интеллектуальной ориентации молодежи, проводя ее в тесном сотрудничестве со школами, с суворовскими, нахимовскими и кадетскими училищами, военными ВУЗами  и университетами.

Необходимо не только активно поддерживать организацию фестивалей и дней науки, соответствующих тематических мероприятий, проводимых совместно с различными обществами и фондами, но и быть инициатором и вдохновителем таких мероприятий.

 

6. Деятельность АВН по подготовке специалистов с востребованными компетенциями

 

Для актуализации задачи подготовки научных кадров для военной организации государства целесообразно обеспечить повышение роли военных образовательных организаций в научных исследованиях как по геополитическим, оперативно-стратегическим, военно-экономическим, так и     по военно-техническим и технологическим, а также военно-правовым и  духовно-нравственным вопросам. Это позволит сделать более творческой образовательную дея­тельность в организациях, осуществляющих обу­чение.

С учетом того, что будут делать в научном пла­не органы военного управления и военно-образовательные организации, следует уточ­нить задачи и структуру военных научно-исследовательских организаций. Их основным назначением должно быть выполнение специализированных проблемно-ориентированных ис­следований, где требуется подключение специали­стов различного профиля, применение мощных компьютерных систем, моделирование исследуе­мых процессов, проведение стендовых и полигон­ных экспериментов и испытаний.

По опыту ряда исследовательских центров за рубежом, желательно сделать более гибкими ор­ганизационно-штатную структуру военных научно-иссле­довательских центров и организаций с тем, чтобы исследо­вательские коллективы можно было создавать для решения определенных крупных проблем. Изме­нились задачи, должна измениться и организация научных подразделений для проведения новых комплексных исследований.

Остаются актуальными исследования проблемы  развития   научных школ в федеральных органах государственной власти в интересах обороны  и национальной безопасности, совершенствования системы подготовки научных кадров высшей квалификации в системе адъюнктуры и докторантуры, возвращения права НИУ Минобороны России предоставлять научных сотрудников к присвоению ученых званий профессора и доцента по специальности.

 

Интеграция военной науки и образования

Необходимо признать, что в результате радикального изменения социально-экономического уклада в стране в постсоветский период и проведения целого ряда реформ образовательной системы качество подготовки кадров для работы в науке существенно снизилось. Резко упал и престиж профессии научного работника.

В этой связи АВН должна приложить значительные собственные усилия для обеспечения академического сектора науки кадровым потенциалом и функционирования всей цепочки подготовки специалистов по пути «средняя школа - академия/университет  - адъюнктура / аспирантура  - докторантура - научная школа».

В условиях множественности выбора молодых людей для построения карьеры и конкуренции со стороны более быстрых, но менее интеллектуальных социальных лифтов Академии военных наук необходимо развернуться лицом к работе со средней школой.

Важно организовать системную работу со школьниками, учителями, родителями для пропаганды достижений мировой и российской военной науки,  активно содействовать развитию суворовских, нахимовских училищ и кадетских лицеев и гимназий, обеспечивающих должный уровень качественного среднего и профессионально ориентированного военного образования.

Военно-научное сообщество должно быть также готовым к тому, что в результате информатизации образовательного процесса все большая часть образовательных программ будет реализоваться в интернет-пространстве с сильнейшей конкуренцией со стороны работодателей других профессий.

Обеспечение военной науки мотивированными и подготовленными кадрами возможно только в условиях тесной и солидарной работы АВН с российскими военными академиями и университетами.

АВН необходимо не только теснее сотрудничать с военными академиями и университетами, но также добиваться от государства возможностей укрепления собственной системы подготовки кадров, включая создание аспирантуры.

8. Забота АВН о кадрах для военной  науки

Для проведения военно-научных исследований на мировом уровне необходимо наличие высококвалифицированного кадрового ресурса.  Академия военных наук, действуя в интересах  обеспечения отечественного  оборонного, военно-экономического, научно-технологического и духовного потенциала, имеет право и должна уделять особое внимание укреплению кадрового потенциала российской военной науки.

На всех этапах научной карьеры - от учебы в аспирантуре до продолжающейся творческой работы в военных научно-исследовательских организациях - необходимо создать условия для результативной деятельности ученых и конкурентоспособной оплаты их труда, препятствующей утечке мозгов в менее интеллектуальные сферы деятельности или за границу.

В последние годы на государственном уровне предпринимаются попытки удержать молодежь в военной науке посредством специальных грантовых программ и государственных стипендий, что, безусловно, является очень важным и заслуживает дальнейшего расширения.

Важным фактором, удерживающим молодежь в военно-научном учреждении, является решение жилищного вопроса путем предоставления льготных условий на приобретение жилья или предоставление ведомственного жилья активно работающим молодым военным ученым и специалистам.

Считаю, что существующей в  ЦНИИ Минобороны России  системы научных должностей — пять ступеней от младших научных сотрудников до главных научных сотрудников — вполне достаточно для определения уровня и признания успешности индивидуальной научной деятельности.

Вместе с этим необходимо утвердить правила, при которых занятие определенных научных должностей возможно только на основе конкурса и срочных контрактов.

Для сотрудников НИИ МО РФ и ВВУЗов должно быть организовано высококачественное медицинское обслуживание.

 

Международная деятельность Академии военных наук

Международная деятельность АВН как одна из ее уставных задач реализуется в настоящее время в сложных условиях в связи с возобновившимся военно-политическим противостоянием и санкциями в отношении России со стороны ряда стран.

Учитывая свой общественный  статус и международный авторитет,  АВН должна инициировать новые направления международной деятельности в области  поисковых  и прикладных исследований, осуществлять поиск заинтересованных партнеров, способствовать расширению представительства  России в международных военных организациях, активнее осваивать  новые геополитические и военно-стратегические направления военно-технического сотрудничества (ВТС).

Переход от поставок готовой продукции к стратегии кооперации и совместным разработкам новых продуктов - глобальный тренд в сфере ВТС. Многие страны сейчас все меньше заинтересованы в импорте готовой продукции и все больше проявляют интерес к созданию собственных компетенций. Этому способствуют как государственные амбиции в развитии национальной научно-технологической базы, так и геополитические и геостратегические факторы. Например, такие крупнейшие островные государства, как Филиппины и Индонезия, без собственного производства боеприпасов в случае серьезных конфликтов не смогут обеспечивать оборону длительное время. Организация соответствующих предприятий на своей территории для них критична.   Это мировой тренд, и сейчас многие страны покупают российскую технику для того, чтобы впоследствии вступить в технологическое партнерство и создать производство на месте.

«Военно-научная дипломатия» АВН должна помогать государственной дипломатии в сохранении и развитии связей России с зарубежными странами, препятствовать попыткам изолировать страну от использования современных достижений в науке и технологиях. В сотрудничестве с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству и АО «Рособоронэкспорт» АВН должна стать постоянным участником международных конференций, круглых столов, организуемых и проводимых в рамках крупнейших международных выставках ММВС, МАКС, Армия и др.

При осуществлении «военно-научной дипломатии» АВН должна полнее использовать потенциал своих иностранных членов. Эти ученые испытывают самое глубокое уважение к АВН и готовы вносить вклад в укрепление отношений своих стран с Россией.

Особую роль должно сыграть привлечение иностранных членов  АВН к распространению за рубежом информации о ее деятельности. Сейчас этот потенциал практически не используется, хотя такая деятельность с пониманием воспринимается иностранными членами АВН.

Необходимо поставить вопрос о создании корпуса зарубежных профессоров АВН из числа иностранных выпускников отечественных ВВУЗов, защитивших   диссертации как в нашей стране, так и у себя на родине.

Заключение

Предложенными мерами не исчерпываются все возможные направления развития АВН. Эти предложения лишь определяют вектор первоочередных действий президиума АВН, руководства научно-отраслевых и региональных отделений и каждого члена межрегиональной общественной организации «Академия военных наук».

 

Первый вице-президент АВН 
действительный член АВН Заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор
генерал-майор в отставке Н.И.Турко


Авторизация

Если вы хотите стать зарегистрированным пользователем, обратитесь к администратору на почту adm@avnrf.ru.

Видеоматериалы АВН

Кто на сайте

Сейчас 224 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наши партнеры