АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Cтруктура АВН

Фотогалерея

Организация воздушно- космической обороны в современных условиях

 

Основным фактором, обусловившим необходимость перехода к системе ВКО является создание в самое ближайшее время гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЗЛА), способных действовать на высотах 30 - 120 км, что окончательно интегрирует воздушное и космическое оружие в единый комплекс вооруженной борьбы. Эта интеграция, а также появление уязвимого в обороне пространства на высотах 30-120 км определила необходимость иметь единый комплекс борьбы с ними. Для этого решено организационно объединить системы противовоздушной и ракетно-космической обороны в общую систему воздушно-космической обороны.

Основными элементами системы ВКО РФ являются системы информационного обеспечения, поражения и подавления, всестороннего обеспечения и управления. При этом новые системы ВКО образуются из соответствующих систем ПВО и РКО. Необходимость такой интеграции вызвана тем, что, как показывают исследования, решать задачи борьбы с новыми ГЗЛА возможно только при совместном использовании средств разведки, поражения и подавления ПВО и РКО.

Основная роль системы ВКО в военной безопасности государства состоит В обеспечении в дополнение к СЯС стратегического сдерживания. Для этого система ВКО должна решать главную задачу - недопущение разоружающего удара по стратегическим ядерным силам.

Система ВКО функционирует в мирное и военное время и обеспечивает:

- разведку воздушного и ракетно-космического противника и контроль воздушного и космического пространства;

- предупреждение органов государственного и военного управления о подготовке и начале воздушного и(или) ракетно-космического нападения;

- отражение ударов по военным и государственным обороняемым объектам и выполнению других задач ВКО.

Однако первые полученные результаты организации системы ВКО в РФ выявили целый ряд проблем, основными из которых являются: проблема ликвидации единой системы ПВО страны и ВС; проблема отсутствия единых требований к средствам ВКО; проблемы автоматизации управления войсками (силами) ВКО; информационные проблемы; проблема специалистов и научного комплекса; экономические проблемы.

До 1997 года в СССР и РФ существовала единая система ПВО страны и ВС с элементами системы ВКО по отражению ударов аэробаллистических ракет. Однако годы реформ ВС, проводимых не на вполне научной основе, привели к тому, что эта единая система была дезорганизована. Войска ПВО, как вид Вооруженных Сил, были расформированы, а входившие в их состав войска РКО последовательно передавались РВСН, Космическим войскам и Войскам ВКО и организационно оказались распылены.

При созданной структуре ВС РФ не стало единого органа управления всеми силами ВКО при подготовке и в ходе военных действий. В Генеральном штабе отсутствуют элементы непрерывного слежения за складывающейся воздушно-космической обстановкой и оперативного управления силами и средствами ВКО. Созданное командование Войск ВКО по своему статусу также не может решать эти задачи.

В соответствии с Концепцией ВКО «...основу воздушно-космической обороны составляет комплекс общегосударственных и военных мероприятий, а также боевых действий разновидовых (разнородных) группировок войск (сил), проводимых в общей системе вооруженной борьбы под единым руководством, по единому замыслу и плану...». То есть орган управления воздушно-космической обороной должен иметь права по руководству действиями разновидовых (разнородных) группировок войск (сил). Статус командования рода войск не позволяет иметь такие права. Из-за этого единая система ПВО страны и Вооруженных Сил РФ распалась на 5 самостоятельных частей - четыре системы ПВО военных округов и формирования Войск ВКО, которые системой пока еще не стали, так как система управления элементами ПРО и ПВО еще не создана.

Попытка управления командованием рода войск всеми войсками (силами) ВКО страны приведет к тому, что вместо межвидового и межокружного взаимодействия мы получим межвидовые и межокружные противоречия.

Распад единой системы ПВО страны и Вооруженных Сил произошел из-за того, что при формировании Войск ВКО не прислушались к рекомендациям ученых. Они многократно в течение десятков лет предлагали создать стратегический орган управления, имеющий соответствующие обязанности и права по управлению всеми войсками и силами ВКО государства и объединенной системой ПВО ОДКБ. Более того, тесные связи задач и действий войск (сил) ВКО и авиации требуют создавать общее Воздушно-космическое командование. Основные задачи воздушно­космического командования показаны на кадре.

В ближайшей перспективе совместные действия сил ПВО и РКО реально возможны в районе города Москвы и Центрального промышленного района при условии создания соответствующей системы управления и поступлении на вооружение средств борьбы с гиперзвуковыми летательными аппаратами (ГЗЛА). Это район, так называемого, «Головного участка системы ВКО», на котором предполагалось создать общее оперативное командование (ОК), а реально созданы Войска ВКО. В созданной ситуации целесообразно в Войсках ВКО отработать способы совместного применения сил и средств ПВО и РКО, чтобы в дальнейшем распространить их на всю систему ВКО РФ. Следующая проблема обусловлена отсутствием общего руководства разработкой средств ВКО и состоит в том, что единые требования при разработке и модернизации средств ВКО по возможностям разведки и поражения (подавления) СВКН различных классов не выдвигаются). Проблема автоматизации управления войсками (силами) ВКО состоит в необходимости разработки собственно принципов автоматизации разных звеньев управления и в сложности объединения в единый контур управления автоматизированных и автоматических систем противовоздушной и ракетно-космической обороны.

Проведенные исследования показали, что при автоматизации управления силами и средствами ВКО в основу методов разработки способов их действий должен быть положен трехэтапный подход последовательного формирования стратегических, оперативных, а затем тактических способов. На стратегическом уровне основная задача органа управления должна состоять в оценке угроз из воздушно-космической сферы и распределении сил и средств ВКО по районам ответственности ВО, так как в них наличных сил для отражения возможной агрессии явно не будет хватать. Основная задача органов управления на оперативном уровне также должна состоять в оценке количества и состава СВКН на ожидаемых направлениях (районах) их действий и распределении сил и средств ВКО по этим направлениям (районам).

Исходя из этих задач, должна строится автоматизированная система управления войсками (силами) ВКО, в которой формирование стратегических и оперативных способов действий будет состоять в сборе, обработке и отображении информации, оптимизации распределения сил и средств ВКО по направлениям и районам и определении времени действий.

В тактическом звене, как показали исследования, необходимо перейти на полностью автоматическое управление в общей системе,

объединяющей средства ПВО и РКО, то есть осуществлять целераспределение и целеуказания всем средствам ВКО общим комплексом средств автоматизации. Информационные проблемы обусловлены нашим значительным отставанием от ряда потенциальных противников в развитии систем связи, разведки, информационного обеспечения принятия решений и планирования действий в воздушно-космической сфере. Проведенные исследования показывают, что разрешение информационной проблемы должно осуществляться комплексно по двум основным направлениям: первое - принятие специальных организационно-технических мер по расширению возможностей получения требуемой информации; второе - по обеспечению её необходимой автоматизированной обработки.

Проблема кадров состоит в том, что в ВС РФ нет военно-учетной специальности, связанной с ВКО, и при существующем распределении специальностей в военных вузах ее будет трудно реализовать.

Экономические проблемы обусловлены отставанием России в экономическом развитии от передовых в индустриальном отношении государств. Особенно это ощутимо в наукоемких и дорогостоящих вооружениях для воздушно-космической сферы. Будущая война - это война средств, прежде всего - воздушно-космического нападения и воздушно­космической обороны.

Таким образом, для разрешения проблем ВКО целесообразно:

- после отработки вопросов управления войсками (силами) в составе Войск ВКО создать орган управления стратегического уровня для централизованного управления силами и средствами ВКО всего государства;

- создать реальные системы разведки, поражения и подавления ВКО путем интеграции этих систем из систем ПВО и РКО и предъявления новых интегральных требований к средствам ПВО и РКО;

- создать общую автоматизированную систему управления всеми силами и средствами ВКО, КСА которой, обеспечивают наряду со сбором, обработкой и отображением информации, формирование стратегических, оперативных и тактических способов действий сил и средств ВКО при решении различных задач;

- создать глобальную информационную систему и средства моделирования действий сил и средств ВКО;

- ввести специальности и организовать подготовку специалистов по профилю ВКО;

- постепенно решать экономические проблемы ВКО.

Ноговицын А.А.

 

Авторизация

Если вы хотите стать зарегистрированным пользователем, обратитесь к администратору на почту adm@avnrf.ru.

Видеоматериалы АВН

Кто на сайте

Сейчас 232 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наши партнеры