АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Cтруктура АВН

Фотогалерея

Проблемы комплектования и накопления военно-обученных мобилизационных людских ресурсов и пути их решения

 

Наше итоговое собрание проходит в период, когда многие органы государственной власти, аналитические центры и другие научные организации подвели итог годовой деятельности нового руководства Вооруженными Силами Российской Федерации. Всеми без исключения была отмечена большая работа по исправлению ранее допущенных ошибок и осуществлению инноваций в строительстве и развитии ВС РФ.

Вместе с тем осталось много нерешенных вопросов, как в организационном строительстве ВС РФ, так и в их техническом оснащении.

В этой связи коллектив третьего отделения АВН в 2013 году провёл большую работу по анализу проблем военного строительства в Российской Федерации и определению путей их решения. В частности большое внимание было уделено проблемам, которые уже на протяжении многих лет будоражат российскую общественность и подрастающее ее поколение, а в последнее время и явились источником противоречий между военными учеными и экспертами разных научных школ и взглядов. Это тесно взаимосвязанные между собой проблемы комплектования ВС РФ, подготовки и накопления военно-обученных людских мобилизационных резервов.

Актуальность этих проблем заключается в неотложном разрешении ряда противоречий с одной стороны, между ограниченными (годными к военной службе) призывными людскими ресурсами РФ и большими потребностями ВС и других войск РФ по комплектованию их личным составом; с другой стороны, между потребностью в военно-обученных людских мобресурсах, необходимых для развертывания требуемых составов группировок войск (сил) для отражения агрессии против РФ, и недостаточными возможностями ВС по подготовке и накоплению их в мирное время. И, очевидно, здесь не следует забывать и о разрешении противоречия между финансово-экономическими потребностями ВС, в частности, текущими расходами, и возможностями РФ по их обеспечению.

В части, касающейся первой проблемы. Не секрет, что в ближайшие годы РФ окажется в глубокой «демографической яме», что существенно повлияет на ее возможности по комплектованию военной организации государства личным составом. Анализ показывает что в абсолютных значениях возможности РФ по комплектованию Вооружённых Сил в мирное время с учетом состояния здоровья призывной молодежи и сложившейся системы отсрочек составят: в 2015г. - 477,2 тыс. человек в 2020г –448,5, в 2025 г. – 432,9 тыс. человек. Потребности же в призывных контингентах для комплектования ВС РФ сержантским и рядовым соста­вом сегодня и в среднесрочной перспективе составят не менее 780 тыс. человек. Таким образом, дефицит в комплектовании рядовым и сержантским составом по призыву только для ВС РФ составит не менее 300-350 тыс. человек.

Разрешение данного противоречия многие годы виделось в переходе на контрактный способ комплектования ВС РФ. Обоснованием тому являлся один аргумент - приемлемая для РФ годовая потребность в призывных ресурсах, которая могла бы составить при 3-х годичном сроке контракта - 260, а 5-ти годичном - 156 тыс. человек. Такое решение было оправданным не только с точки зрения мобилизационного напряжения государства, но и военно-стратегической точки зрения, поскольку не планировалось применять ВС РФ в крупномасштабных военных конфликтах и развертывать для этого у многочисленные группировки войск (сил). Однако это решение противоречило принципу равной ответственности граждан за оборону государства и не было обеспечено финансово-экономически. В частности, низкий уровень денежного содержания и социально бытовые условия службы и быта военнослужащих, проходящих службу по контракту, явились главными причинами провала эксперимента по переходу ВС РФ на контрактный способ их комплектования.

Таким образом, данные обстоятельства обусловили необходимость перехода ВС РФ на смешанный способ комплектования. Однако здесь встает проблема обоснования рационального соотношения рядового и сержантского состава, проходящего военную службу по призыву и по контракту. Очевидно, критериями эффективности принятого решения могут быть допустимая численность годового призыва и найма граждан для прохождения военной службы, а также соответствие возможностей ВС РФ по подготовке и накоплению военно-обученных людских мобресурсов потребностям развертывания дополнительного количества воинских формирований, необходимых для создания требуемых составов группировок войск (сил).

Известно, что боевой состав и структура ВС зависят от характера войн, в которых планируется их применение. В настоящее время ВС РФ силами общего назначения без существенного мобилизационного развертывания способны решать задачи только в вооруженных конфликтах и, в локальных войнах. Вместе с тем, в будущем нельзя исключать у участия Российской Федерации в крупномасштабной вой не, которая от вооружённых конфликтов и локальных войн будет отличаться не только политическими и военно-стратегическими целями, но и значительным пространственным размахом и большой продолжительностью, что потребует развертывания значительных по боевому составу группировок войск (сил) и максимального военно-экономического и мобилизационного напряжения государства. Для наращивания боевого потенциала группировок войск (сил) в интересах ведения крупномасштабных военных действий в ходе войны, очевидно, необходим такой боевой состав ВС, который мог бы обеспечить развёртывание дополнительного количества боеспособных соединений и воинских частей.

Однако состав и структура ВС РФ сегодня позволяют в военное время лишь незначительно наращивать боевой состав группировок войск (сил) за счёт отмобилизования БХиРВВТ, а отсутствие Стратегических резервов существенно ограничивает возможность влияния ВГК на подготовку и ведение военных действий крупного масштаба. Поэтому, по нашему мнению, в перспективе в составе ВС РФ наряду со Стратегическими силами сдерживания и Силами общего назначения необходимо иметь Стратегические резервы.

Введение в структуру ВС РФ Стратегических резервов, а также со­единений и воинских частей сокращённого состава и кадра позволит при сохранении общей численности ВС мирного времени увеличить количество боевых соединений, входящих в состав группировок войск (сил), нарастить базу мобилизационного развёртывания ВС и обеспечить доведение боевого состава ВС РФ до потребности военного времени.

Ранее проведенные исследования показали, что для комплектования вновь развертываемых соединений и воинских частей (резервных форми­рований), исходя из прогноза военных угроз Российской Федерации, по­требность в военно-обученных людских ресурсах может составить: к 2017 году офицеров - 280 тыс., солдат и сержантов - 1820 тыс.; к 2021 году офицеров - 450 тыс., солдат и сержантов - 2800 тыс.; к 2025 году офицеров - 680 тыс., солдат и сержантов - 3900 тыс. человек.

Способна ли контрактная армия подготовить и накопить такое количество мобресурсов? Попробуем ответить на этот вопрос?

Расчеты, в части, касающейся накопления офицеров запаса, показывают, что при среднем сроке действительной военной службы офицерским составом 20 лет (до 40 лет) и 15 лет службы в запасе (пребывания в резерве: 1 разряд до 50, 2 разряд - до 55 лет) с учетом имеющегося ресурса (150 тыс. чел.) и естественной годовой убыли 10%;может быть накоплено к каждому из расчетных годов не более 150 тыс. офицеров запаса. При этом дефицит офицерского состава составит к 2017 году - 130,3 тыс., к 2021 году - 300,62 тыс., а к 2026году - 530,9 тыс. человек.

Таким образом, для комплектования ВС РФ мирного времени офи­церским составом требуемый среднегодовой выпуск офицеров из военно­учебных заведений должен быть: до 2021 г. не менее 11, после 2020г. -17,5 тыс. человек. Для подготовки и накопления офицеров в интересах развер- тывания необходимо дополнительно за счет военных кафедр гражданских учебных заведений ежегодно выпускать не менее 43- 44 тыс. офицеров запаса.

Как решить эту проблему?

В настоящее время покрытие потребности в офицерском составе мирного времени обеспечивается возможностями созданной сети военно-учебных заведений ВС РФ. Для обеспечения развертывания резервных формирований на военное время подготовка офицеров запаса сегодня осуществляется на 35 военных кафедрах и 33 учебно-военных центрах гражданских ВУЗов. В выступлении начальника ГОМУ FILI ВС РФ на по­следней Коллегии МО прозвучала цифра 72 ВУЗа, что составляет всего 7% от общего числа гражданских учебных Заведений. При этом ежегодный их выпуск существенно отличается от выше представленных потребностей и составляет не более 10 тыс. офицеров запаса. Таким образом, необходимо, как минимум, в 4 раза увеличить возможности гражданских ВУЗов по под­готовке офицеров запаса для стратегических резервов, суммарная емкость ежегодного выпуска которых должна быть не менее 44 тыс. офицеров за- паса. Довести количество подобных вузов до 28% от общего количества.

Вместе с этим следует согласиться и с продолжительностью, и с формами подготовки офицеров запаса в гражданских ВУЗах, предложен­ными начальником ГОМУ ГШ ВС РФ. В то же время, по-нашему мнению, представляется нецелесообразным по причине больших потребностей в офицерах запаса осуществление подготовки в гражданских ВУЗах сержантов и солдат запаса. Для этого целесообразней привлечь учебные заведения среднего и профессионального образования.

В части, касающейся подготовки и накопления военно-обученных мобресурсов рядового и сержантского состава, следует отметить, что при условии создания Стратегических резервов, ВС РФ при контрактном способе комплектования и ежегодном найме на военную службу 78 тыс. граждан не в состоянии подготовить требуемое количество военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава, дефицит которых составит к 2017 году - 661, к 2021 году - 1685 и к 2026 году - 2825тыс. человек.

Выход из создавшего положения очевиден и он возможен только при смешенном способе комплектования ВС РФ и обосновании рационального соотношения численности сержантского и рядового состава, проходящего службу по контракту и по призыву, а также сроков военной службы и службы в запасе (пребывания в резерве).

Результаты проведённых расчётов показывают, что с учетом ранее перечисленных негативных факторов требуемое количество военно-обученных мобресурсов рядового и сержантского состава, без превышения годовых возможностей РФ по призыву на военную службу граждан - 432-477 тыс. человек, может быть подготовлено и накоплено только при условии наличия в ВС РФ не менее 54% сержантов и солдат (421 тыс. человек), проходящих военную службу по контракту, и сроках военной службы по призыву - 1 год, по контракту - 5 лет и в запасе (пребывании в резерве) - 15 лет.

При этом для комплектования ВС РФ по призыву потребуется не более 360 и по найму - до 83 тыс. человек, что в общей сумме (443 тыс.чел.) не превышает представленные выше возможности годового призыва РФ (432-477 тыс. человек).

При доле контрактников меньше 54% повышаются возможности по подготовке военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового со­става, в то же время потребности в призыве граждан на военную службу превысят предельно возможные значения.

При доле контрактников больше 54% потребности в призыве граждан на военную службу будут меньше предельных возможностей РФ по призыву на военную службу граждан, в то же время будут снижены возможности ВС РФ по подготовке требуемого количества военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава.

Таким образом, можно констатировать, что численность сержантов и солдат - контрактников в ВС РФ в пределах 421 - 425 тыс. человек является оптимальной с военно-стратегической точки зрения.

В то же время следует отметить, что решение проблемы количест­венного накопления военно-обученных мобресурсов сержантов и солдат неразрывно связано с проблемой учета и контроля качества их подготовки. Поэтому вполне закономерно, что сокращение численности ВС РФ, переход на смешанный способ их комплектования остро ставят вопрос о необ­ходимости создания Национального резерва ВС РФ, комплектуемого на добровольной (контрактной) основе, при сохранении существующего мо­билизационного запаса ВС РФ. Однако о структуре и составе Национального резерва можно будет говорить только после проведения эксперимента по организации службы в людском мобилизационном резерве ВС РФ ог­раниченного количества граждан, подписавших контракт о такой службе.

Вместе с тем, переход к новой системе комплектования, подготовки и

накопления военнобученных ресурсов должен быть достаточно обеспечен ресурсно-экономически, в том числе финансово. Другими словами говоря, должны быть созданы привлекательные условия военной службы по кон­тракту как в соединениях и воинских частях постоянной готовности и со­кращенного состава, так и в резервных формированиях Национального резерва.

Готовя свое выступление, я не ставил целью провести ресурсно экономическое обоснование всего комплекса мероприятий по переходу к новой системе комплектования и прохождения службы в запасе (резерве).

Вместе с тем; для подтверждения реализуемости представленных выше предложений был осуществлен расчет денежного содержания военнослужащих, в том числе солдат и сержантов - контрактников ВС РФ как одного из стимулов повышения престижа военной службы.

По мнению военных экспертов, уровень денежного содержания офицерского состава должен быть не менее 70 тысяч рублей, а рядового и сержантского состава - контрактников - не менее 35 тысяч рублей. Эти показатели приняты в качестве минимально необходимых критериальных значений денежного содержания военнослужащих ВС РФ.

Расчеты показывают, что при таком уровне денежного содержания военнослужащих суммарные расходы в этом году не превысят запланированному в бюджете на Национальную оборону на эти цели сумму в размере 372,1 млрд. руб. При этом доля денежного содержания военнослужащих в расходах на содержание ВС РФ составит 51,9%, а v общие расходы на содержание ВС РФ 52,8% от расходов на «Строительство и содержание ВС РФ».

К 2017 году с выходом на расчетную численность контрактников в ВС РФ 421200 сержантов и солдат, в пределах выделяемых расходов на денежное содержание военнослужащих (454 млрд. руб.), среднее денежное содержание офицеров может быть не менее 96, сержантов и солдат срочной службы - 2, а контрактников - 38 тыс. рублей. При этом доля денежного содержания военнослужащих составит 56,5% от расходов на содержание ВС РФ, а от расходов на Строительство и содержание ВС РФ - 40,8%.

К 2021 году по оптимистическому прогнозу денежное содержание офицеров может быть увеличено до 120, сержантов и солдат срочной службы - до 3, а контрактников - до 50 тыс. рублей. При этом доля денежного содержания военнослужащих останется в прежних пределах и составит 56,0% от расходов на содержание ВС и от расходов на Строительство и содержание ВС РФ - 40,6%.

Таким образом, расчеты показывают, что при оптимистическом про­гнозе развития РФ уже к 2016 году возможно увеличение численности сержантов и солдат, проходящих военную службу по контракту, до 420 тыс. человек с повышением престижа военный службы и статуса военно­служащего, что обусловлено не только военно-стратегической целесооб­разностью, но и финансово-экономическими возможностями перехода к системе комплектования ВС РФ, базирующейся на смешанном способе комплектования.

Руководитель 3 отделения Академии военных наук
генерал-лейтенант Останков В.И.

 

Авторизация

Если вы хотите стать зарегистрированным пользователем, обратитесь к администратору на почту adm@avnrf.ru.

Видеоматериалы АВН

Кто на сайте

Сейчас 130 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наши партнеры