Махмут Ахметович Гареев родился в Челябинске в многодетной семье. Отцу и матери с детьми пришлось помотаться по стране в поисках лучшей доли, хотя родовые корни, уходящие в татарскую деревню Салихово Чишминского района Башкирии, не забывались.
В 1931-м мальчику шел всего восьмой год, когда в стране разразилась страшная безработица, жизнь стала невыносимо тяжелой, и отец решил перевезти семью в Узбекистан, где, по отзывам знакомых, было полегче. Так Гареевы оказались в Карши. В 1932-м переехали в Китабский район Кашкадарьинской области. Здесь Махмут пошел в первый класс. Начальная школа с преподаванием на русском языке – всего одна комната на три класса, учились в три смены. Махмут был самым способным, знал гораздо больше своих сверстников, и вскоре учитель доверил ему вести занятия с первоклашками.
Когда он окончил 4-й класс, Гареевы в силу обстоятельств оказались сначала в Киргизии, потом в Башкирии и вновь вернулись в Узбекистан, где Махмута отправили учиться в Ленинабадский кооперативный техникум. Сам он с детства мечтал стать военным, зачитывался книгами о войне. К тому же недалеко стояла воинская часть, и он с удовольствием наблюдал за повседневной жизнью красноармейцев, представлял себя на месте командира. Обладая хорошим слухом, научился играть на струнных инструментах. Его заметили в оркестре воинской части, где он освоил игру и на духовых. В итоге был зачислен воспитанником в кавалерийский полк. По сути это стало началом военной карьеры.
Боевое крещение
После настойчивых обращений в военкоматы Махмут Гареев 14 мая 1941 года стал курсантом Ташкентского пехотного училища. Но учиться пришлось недолго: грянула Великая Отечественная. Ускоренный выпуск офицеров и уже в ноябре 1941-го младший лейтенант Гареев получил первое назначение – командир стрелкового взвода 99-й отдельной стрелковой бригады Среднеазиатского военного округа.
Спустя два месяца по окончании курсов «Выстрел» его направили на фронт. В это время шли жестокие оборонительные бои под Вязьмой и Ржевом. Летом 1942-го лейтенант Гареев должен был вступить в должность командира роты отдельного стрелкового батальона 120-й отдельной бригады 7-го гвардейского корпуса (Западный фронт), но сделать это в тот июньский день было не суждено. Ему, только что прибывшему на КП бригады, предстояло под непрерывным огнем противника по открытой местности добраться до расположения третьего батальона, отрезанного огнем противника от основных сил. Ползком, используя естественные укрытия, он все же пробился до НП батальона, где в строю не осталось ни одного офицера. Не раздумывая, лейтенант Гареев принял командование на себя и в течение двух суток управлял оборонительными действиями. Благодаря умелому руководству молодого командира фашисты, потеряв немало живой силы и техники, отошли на исходные позиции. Так состоялось его боевое крещение. Вскоре в батальон прибыл новый командир капитан Губкин, и лейтенант Гареев вступил в должность командира 1-й роты.
Не заставил себя долго ждать и первый наступательный бой. В августе 1942-го у деревни Варганово два взвода батальона, которым командовал исполняющий обязанности командира лейтенант Гареев, ворвались в первую траншею противника и завязали бой, но остальные подразделения залегли под сильным огнем. Положение крайне обострилось, однако благодаря личному примеру и грамотным действиям Гареева, организовавшего стремительный бросок бойцов под прикрытием минометного огня, опорный пункт гитлеровцев был взят. В том бою Махмут Гареев был впервые ранен, но остался в строю и продолжал руководить боем.
После госпиталя назначение начальником штаба батальона 50-й отдельной лыжной бригады (Западный фронт). Здесь особенно пригодились выносливость и отличные навыки ходьбы на лыжах, полученные в школьные годы. Ведь зимой приходилось ежедневно пробегать до 14 километров, добираясь на лыжах в школу и домой.
В 1944-м снова ранение и контузия. И опять он выкарабкался. А его способности к аналитической работе были замечены командованием 33-й армии. В январе 1944 года старшего лейтенанта Гареева назначили начальником оперативного отделения 36-й отдельной стрелковой бригады 33-й армии (Западный фронт), затем – помощником начальника оперативного отдела штаба 45-го стрелкового корпуса 5-й армии (3-й Белорусский фронт) и, наконец, старшим помощником начальника оперативного отдела штаба 5-й армии.
При выполнении боевых задач ему претили шаблон, привычные, знакомые противнику, а потому и неэффективные решения. В аттестациях 1944–1945 годов есть свидетельства того, что практические рекомендации войскам по совершенствованию тактики боевых действий в лесистой местности и при овладении укрепленными населенными пунктами в Восточной Пруссии, разработанные Гареевым на основе анализа боевого опыта, реализованы в приказах командира 45-го стрелкового корпуса и командующих 33 и 5-й армиями.
Свой ратный долг офицер выполнял честно, самоотверженно. Ему выпало участвовать в ожесточенных боях, пройти боевой путь от Москвы до Кенигсберга. Однако 9 мая 1945 года война для майора Гареева не закончилась. День Победы он встретил в воинском эшелоне по пути на Дальний Восток. В августе-сентябре 1945-го воевал в составе 1-го Дальневосточного фронта против японской Квантунской группировки. Как офицер оперативного отдела штаба 5-й армии принимал непосредственное участие в подготовке Маньчжурской стратегической наступательной операции и в ее проведении. Махмут Ахметович считает эту операцию одной из выдающихся в мировой военной истории.
После победы на Дальнем Востоке в качестве старшего офицера по изучению опыта войны оперативного отдела штаба 5-й армии майор Гареев действовал в Народно-освободительной армии Китая, участвовал в ее становлении (1946–1947). О многих эпизодах Советско-японской войны он впоследствии расскажет в своих литературных и научных трудах.
Летом 1947-го в Китае тяжело заболел тифом. После излечения был направлен на учебу слушателем основного факультета в Военную академию имени М. В. Фрунзе, которую окончил в 1950 году с золотой медалью. Выпускники этого курса стали впоследствии высшими военными руководителями советских Вооруженных Сил. Среди сокурсников Махмута Ахметовича был будущий начальник Генерального штаба ВС СССР, Маршал Советского Союза Николай Огарков.
Затем – служба в 50-й гвардейской стрелковой дивизии Белорусского военного округа: начальник штаба гвардейского мотострелкового полка (Брест), старший офицер оперативного управления штаба БВО (Минск), начальник штаба 120-й гвардейской мотострелковой дивизии БВО.
В 1957 году полковник Гареев становится слушателем основного факультета ВАГШ, которую окончил также с золотой медалью. В дальнейшем стал успешно совмещать военную службу с научной деятельностью. Последовательно защищает кандидатскую и докторскую диссертации по военным наукам. Становится признанным специалистом в области организации и проведения войсковых учений. Над развитием этой темы работал и позднее, что нашло отражение в книгах «Тактические учения и маневры», «Общевойсковые учения», выдержавших несколько изданий.
Афганская страда
Он прошел многие ступени служебного роста: командовал 120-й гвардейской мотострелковой и 45-й гвардейской учебной танковой дивизиями, был начальником штаба 28-й армии и Уральского военного округа. Постоянная нацеленность на овладение передовыми знаниями и их применение на практике боевой подготовки, новаторство, неустанный поиск научно обоснованных путей совершенствования Вооруженных Сил предопределили дальнейший служебный путь. На протяжении 15 лет (1974–1989) Махмут Ахметович возглавлял военную науку в советских Вооруженных Силах. Вначале руководил Военно-научным управлением Генерального штаба ВС СССР, а затем выполнял обязанности заместителя начальника Главного оперативного управления, заместителя начальника Генерального штаба, отвечая за организацию научной работы и оперативную подготовку в армии и на флоте.
Можно смело сказать, что мало кто из военачальников, занимавших впоследствии эти высокие посты, сделал столько же, сколько Гареев, для исследования и разработки важнейших проблем боевой готовности, военного строительства, боевой и оперативной подготовки Вооруженных Сил, автоматизации управления войсками.
Работу он строил на прочной научной базе, подготовив и в 1977 году успешно защитив диссертацию на соискание ученой степени доктора военных наук. В этот период выходят его фундаментальные труды: «М. В. Фрунзе – военный теоретик» (1985), «Советская военная наука» (1988). В целом же Махмут Ахметович – автор более 200 научных трудов, изданных, кроме России и других бывших республик Советского Союза, в Афганистане, Болгарии, Великобритании, Германии, Египте, Республике Корея, Сирии, США, Чехии, Швейцарии.
Но Гарееву в эти годы пришлось действовать не только на научном фронте. Он участвовал в четырех локальных войнах и вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке и в Афганистане. В 1970–1971 годах – в должности начальника штаба главного советского военного советника в Египте. Особое испытание выпало в 1989–1990-м. Уже после вывода советских войск из Афганистана генерал-полковнику Гарееву предстояла весьма непростая миссия. Он был назначен главным военным советником Верховного главнокомандующего вооруженными силами ДРА президента Наджибуллы. И в условиях военного и экономического превосходства стран проамериканской коалиции, сокращения советской помощи с небольшой группой военных советников из СССР в течение двух лет координировал действия армии ДРА, позволяя ей удерживать ситуацию в Афганистане, противостоять «Талибану». Постоянно находился на передовых линиях обороны. В результате подрыва автомобиля, в котором выезжал на рекогносцировку, был контужен. О пережитом позже расскажет в книге «Афганская страда», которая увидела свет в 1996 году и на сегодня выдержала три издания.
На научном фронте
Путь в науке Гареев прокладывал, следуя тезису видного военного теоретика России Александра Свечина: почвой, на которой «рождаются опорные точки нашего военного мышления», является военная история. Следуя этому тезису, свои дальнейшие научные исследования доктор исторических наук Гареев посвятил изучению истории Великой Отечественной войны и Второй мировой, снискав на этом направлении всеобщее признание и известность.
На основе изучения ранее закрытых документов Ставки ВГК и Генерального штаба им подготовлена и в 1995 году издана монография «Неоднозначные страницы войны». В ней рассмотрены многие проблемные сюжеты Второй мировой и Великой Отечественной, до сих пор вызывающие споры и разноречивые оценки: кто и как развязал войну, готовил ли Советский Союз упреждающий удар по Германии в 1941-м, причины неудач Красной армии в 1942-м, какими могли быть альтернативные решения и действия воюющих сторон в Сталинградской, Курской битвах, важнейших операциях 1944–1945 годов. В частности, выявлено значение такого важнейшего вида боевых действий, как оборона, осуществляемая в стратегическом масштабе, из-за непонимания природы которого, по мнению автора, случились многие беды 1941–1942 годов. Показана ошибочность и вредность стереотипов, господствовавших тогда в военной теории.
При активном участии Гареева подготовлены многие фундаментальные труды, в том числе 12-томник «История Второй мировой войны. 1939–1945» (М., 1973–1982), 4-томник «Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Военно-исторические очерки» (М., 1998–1999), ряд томов вышедшего в 2015 году в свет 12-томного фундаментального труда «Великая Отечественная война 1941–1945 годов».
Как заместитель председателя Главной редакционной комиссии Гареев руководил подготовкой первого в нашей истории издания Советской военной энциклопедии. Взялся за осмысление Маньчжурской стратегической наступательной операции – опять-таки впервые в военно-исторической науке. И успешно решил эту сложную научную задачу, посвятив этой теме несколько содержательных публикаций.
Этапным для Гареева стало исследование тенденций развития военно-политической обстановки в современном мире, в чем воплотилось твердое убеждение ученого в прогностической функции военной науки и военной истории. Пытаясь, образно говоря, заглянуть за горизонт, очертить контуры вооруженной борьбы будущего, он в 1995 году издал монографию «Если завтра война?.. (Что изменится в характере вооруженной борьбы в ближайшие 20–25 лет)», где глубоко рассмотрел особенности вооруженного противоборства в крупномасштабных и локальных войнах, обосновал пути их предотвращения. Книги «Если завтра война?..» и «Общевойсковые учения» приняты как учебники в военных вузах России, США, Сирии, других стран.
В 1996 году на суд научной общественности была представлена капитальная монография «Маршал Жуков. Величие и уникальность полководческого искусства», написанная к 100-летию полководца и удостоенная в 1998 году Государственной премии РФ имени Г. К. Жукова. Символично, что Махмут Ахметович стал ее первым лауреатом. Логическое продолжение этого труда – книга «Полководцы Победы и их военное наследие».
Принципиальным направлением исторических исследований сам ученый считает работу, которую он осуществил в 1974–1988 годах как председатель Государственной комиссии по определению потерь советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне. На смену произвольным цифрам, на которые в предшествующий период ссылались многие политики, впервые должны были прийти научно обоснованные показатели той тяжкой цены, которую народ заплатил за Победу. Комиссии Гареева удалось на основе анализа донесений с фронтов, данных военкоматов, военно-учетных учреждений и огромного количества других документальных материалов впервые достоверно установить боевые потери наших Вооруженных Сил и их противников. Главная, наиболее скорбная цифра людских потерь Советского Союза, составившая около 27 миллионов человек, была установлена строго научно и последующими исследованиями лишь незначительно уточнена. Тем самым нанесен мощный удар по фальсификациям, активизировавшимся во второй половине 80-х и имевшим неблаговидную цель доказать отсталость советского военного искусства, неумение Красной армии воевать без огромных жертв.
Ответ фальсификаторам
Борьба с Россией велась Западом испокон веков по всем направлениям всеми возможными средствами. Не сумев победить и покорить ее военной силой, Запад во второй половине ХХ века развернул широкомасштабное наступление на духовно-нравственные, политические, экономические устои нашего государства, его историю. Атака на национальное здравомыслие наших соотечественников стала актом широкомасштабной информационной войны. Навязываемое человечеству однополярное мироустройство требовало прежде всего пересмотра итогов Второй мировой, извращения истинной роли советских Вооруженных Сил в достижении победы над фашизмом. Именно поэтому история войны стала объектом фальсификаций.
Махмуту Ахметовичу неоднократно приходилось противостоять фальсификаторам истории всех мастей публично и на литературном поприще. Содержание и итоги этой борьбы легли в основу фундаментального труда «Сражения на военно-историческом фронте», вышедшего в свет в 2010 году. Не менее заметным событием стало создание историко-документального фильма «Пролог Великой Отечественной войны: мифы и факты», прошедшего по телеэкранам России, США, Германии, Польши и получившего высокую оценку общественности. Махмут Ахметович выступил автором художественной идеи и руководителем творческого коллектива, работавшего над фильмом.
За долгую жизнь в науке он приобрел много сторонников и последователей своих взглядов и убеждений. Эти ученые составили ядро учрежденной в 1995 году в соответствии с президентским указом № 173 Академии военных наук, в которой сложилась своя школа и методология геополитических и оперативно-стратегических исследований.
АВН РФ объединяет на общественных началах ведущих ученых военной организации России и ОПК. По существу была найдена эффективная модель сообщества единомышленников, позволяющая решать исследовательские задачи экономно, обходиться без государственного субсидирования, постоянно расширять фронт изысканий, привлекать к работе дополнительный отряд уволившихся в запас военных ученых, ветеранов, военачальников. Более того, ученые получили площадку для выражения независимых суждений и выработки альтернативных предложений по актуальным оборонным проблемам.
Благодаря высокому научному и общественно-политическому авторитету Махмута Ахметовича Гареева академия достойно представлена в мировом ученом и политическом сообществе. Кроме сотрудничества со странами бывшего СССР – Белоруссией и Казахстаном, имеющими свои отделения в структуре АВН, развивается взаимодействие со странами Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, особенно тесное в последнее время – c КНР. Между Академией военных наук и Цзилинским университетом Китая заключен договор о сотрудничестве, создан совместный Центр изучения истории Второй мировой войны – Антияпонской войны.
Помимо научной деятельности генерал армии Гареев участвует в общественно-политической жизни, являясь членом общественных организаций, постоянным автором публикаций в СМИ, членом редколлегий многих журналов и издательств.
На пороге 95-летия генерал армии остается в завидной творческой форме, в постоянном рабочем настрое, к его мнению и рекомендациям прислушивается руководство Вооруженных Сил Российской Федерации. Это, как и глубокое уважение общественности, быть может, самая высокая награда для фронтовика.
Справка «ВПК»
Заслуги Махмута Ахметовича Гареева перед Отечеством высоко оценены государством. За ратные подвиги и трудовые достижения он награжден четырьмя орденами Красного Знамени (1944,1945,1967,1982) и тремя Красной Звезды (1942, 1943, 1956). Известно, что генералу армии особо дорог орден Александра Невского (1944). В представлении для награждения было сказано: «За личную храбрость при выводе из окружения 82-й кавалерийской дивизии». В то время награждение младшего офицера, каким был капитан Гареев, полководческим орденом – далеко не рядовое событие. Потом придут другие награды – ордена Трудового Красного Знамени (1981), «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени (1975), «За службу Родине в ВС СССР» 2-й степени (1986), Ленина (1989), Почета Российской Федерации (1999), Дружбы (2003), «За заслуги перед Отечеством» (2013). У генерала армии более 20 медалей СССР и РФ, свыше двух десятков иностранных наград. А 7 мая 2018 года Указом президента РФ Махмут Ахметович Гареев удостоен еще одного ордена Александра Невского, теперь уже государственной награды Российской Федерации.