О проекте положения «О президиуме межрегиональной общественной организации Академия военных наук», предложенном от имени рабочей группы16 октября сего года со ссылкой на решение Президиума АВН от 20.04.2023 г., указания Президента АВН от 22.06.2023 г. и решения бюро Президиума АВН от 12.10.2023 г., правомочность которого в отсутствие чрезвычайной ситуации вызывает законные сомнения, были высланы подготовленные рабочей группой проекты локальных нормативных актов АВН и предложения по уточнению Устава Академии военных наук.
Предложения по изменению Устава Академии ни в Уставной комиссии Академии, ни на заседании Президиума Академии 20.04.2023 г. не рассматривались. А в соответствии с пунктом 5.17 Устава Академии именно Уставная комиссия Академии готовит предложения для внесения изменений в настоящий Устав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ниже, в 5.17.1 Устава Академии, к компетенции Уставной комиссии Академии отнесены: – организация и осуществление работы по внесению изменений в Устав Академии в соответствии с законодательством Российской Федерации; – рассмотрение предложений органов Академии, отделений Академии, а также членов Академии о внесении изменений в Устав Академии; – разъяснение при необходимости членам Академии отдельных положений Устава Академии. Предложения Уставной комиссии Академии о внесении изменений в Устав Академии или заключение Уставной комиссии Академии об отсутствии необходимости внесения изменений в Устав Академии направляются в органы Академии. И только после этого одобренные органами Академии предложения Уставной комиссии Академии по внесению изменений в Устав Академии выносятся на рассмотрение и утверждение Общего собрания Академии. Изучение одного из проектов (Положения о Президиуме Академии) позволяет высказать ряд критических замечаний. 1. Об условиях передачи функций управления бюро Президиума В пункте 2.1.9 проекта, частности, говорится: «В составе Президиума Академии создается бюро Президиума Академии, которое в промежутках между заседаниями Президиума Академии вправе принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции Президиума Академии, требующим безотлагательного и оперативного разрешения». Подобная формулировка не соответствует пункту 5.8 Устава АВН, в котором сказано, когда на бюро Президиума могут быть возложены функции управления деятельностью Академии и право принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции Президиума Академии: «При возникновении чрезвычайных ситуаций функции управления деятельностью Академии могут быть возложены на бюро Президиума Академии, образуемого в составе Президента Академии, первого (первых) вице-президента Академии, вице-президентов Академии, главного ученого секретаря Академии и директора Академии». Далее, в абзаце 9 пункта 2.1.9 определено: «Компетенция, полномочия, направления деятельности бюро Президиума Академии, а также направления деятельности, полномочия и обязанности членов бюро Президиума Академии определяются Президентом Академии». Таким образом, создается орган, полномочия которого от Президиума не зависят. Они определяются единоличным исполнительным органом, а не постоянно действующим руководящим выборным коллегиальным органом Академии. Таким образом исполнительный орган может наделить бюро полномочиями Президиума. Практика показывает, что бюро, активно и без достаточных на то оснований вводимое в оборот, пытается заменить собой Президиум, препятствуя его созыву в той или иной форме. Вместо положенных 7 заседаний (раз в три месяца) было проведено лишь 1 (в 2023 году, в 2022 году не проведено ни одного заседания). 2. О выборности руководства Академии В абзаце 2 пункта 4.1 (с.9) говорится: В отсутствие Президента Академии деятельностью Президиума Академии руководит назначенный Президентом Академии первый вице-президент Академии. В данной формулировке избираемый Общим собранием первый вице-президент Академии вдруг оказывается «назначенным Президентом Академии первым вице-президентом Академии» 3. Об искажении полномочий, предусмотренных Уставом Академии Абзац 6 пункта 4.2 (с.10) гласит о том, что Президент Академии «приостанавливает полномочия членов Президиума Академии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, Уставом Академии, локальными нормативными актами Академии и настоящим Положением». Это искажает формулировку абзаца 14 пункта 5.10.1 Устава, в котором говорится: – приостанавливает деятельность членов органов Академии, отделений (филиалов) Академии и организаций Академии, вносит предложения по изменению полномочий членов органов Академии, отделений (филиалов) Академии и организаций Академии в случаях совершения действий, дискредитирующих Академию и (или) наносящих ущерб, и (или) систематически не исполняющих свои обязанности и (или) игнорирующих требования настоящего Устава и (или) локальных нормативных правовых актов Академии». Далее, в пункте 4.6 проекта говорится: «Член Президиума Академии при исполнении своих обязанностей не вправе выходить за пределы предоставленных полномочий, подменять собой руководителей органов и отделений Академии, самостоятельно и единолично принимать решения, влияющие на деятельность органов и отделений Академии и на деятельность Академии в целом, за исключением Президента Академии, которому такое право предоставлено законодательством Российской Федерации, Уставом Академии и локальными нормативными актами Академии. В подобной формулировке фактически закладывается неограниченность полномочий Президента, да еще со ссылкой на законодательство Российской Федерации, Устав Академии и локальные нормативные акты Академии. Авторы считают нынешние полномочия Президента АВН недостаточными? 4. О формах проведения заседаний Президиума, вопросе присутствия и участия Абзацы 2 и 3 пункта 4.5 рассматриваемого проекта сформулированы отдельными, противопоставленными друг другу тезисами: «Член Президиума Академии обязан: принимать личное участие в заседаниях Президиума Академии; присутствовать на заседаниях Президиума Академии». Между тем в Уставе нет подобной исключающей дизъюнкции. Да и сами они допускают фактически смешение форм проведения заседаний, когда учитывается мнение не только лично присутствующих, но и заочно участвующих. Это очень важно для Президиума, в котором представлены руководители всех отделений Академии, большинство из которых находятся вне Москвы. В связи с этим следует отметить противоречие, которое содержится в пункте 5.5 проекта: Заседания Президиума Академии проводятся в форме собрания и заочного голосования. Однако ниже, в абзаце 5, допускается и смешанная форма проведения заседаний: «По решению Президента Академии заседание Президиума Академии может быть проведено путем совместного личного присутствия членов Президиума Академии с учетом письменных мнений (решений) отсутствующих на заседании членов Президиума Академии в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Уставом Академии, настоящим Положением и другими нормативными актами Академии». В пункте 5.12 представленного проекта детально расписан механизм выражения и учета мнения члена Президиума, отсутствующего, но желающего принять участие в заседании Президиума. Никакое решение Президента для этого не требуется, хотя мы имеем дело со смешанной формой проведения заседания. Тем не менее в последнем абзаце вновь говорится, что форма проведения заседания может быть либо очной, либо заочной: «Форма проведения заседания Президиума Академии должна быть единой для всех членов Президиума Академии, не допускается одновременное проведение заседания Президиума Академии в форме собрания и заочного голосования». Между тем законодательство (пункт 1.2 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации) допускает совмещение голосования на заседании и заочного голосования. Возникает целый ряд других противоречий – там, где вместо пары «присутствующие/участвующие» или наиболее полного определения «участвующие» используется только понятие «присутствующие». 5. О порядке принятия решений Президиумом Академии Пренебрежение фактически допускаемой слабой дизъюнкцией участия и присутствия ведет к недостаточно точному определению порядка принятия решений. Так, в пункте 5.8 Устава (см. абзац 9) определено, что «Решения Президиума Академии принимаются простым большинством голосов членов Президиума Академии, участвующих в заседании Президиума Академии. При равенстве голосов членов Президиума Академии, участвующих в заседании Президиума Академии, право решающего голоса имеет Президент Академии. Именно «участвующих» как наиболее общей формы определения тех, кто принимает решения на заседании Президиума в любой допустимой форме его проведения. При определении кворума в пункте 5.6 представленного проекта Президиум Академии правомочен принимать решения, если на заседании Президиума Академии присутствует более 50 % (пятидесяти процентов) от общей численности Президиума Академии. При проведении заседания в смешанной форме голоса заочно участвующих учитываются: «При проведении по решению Президента Академии заседания Президиума с учетом письменных мнений (решений) членов Академии, полученных в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Академии, настоящим Положением и другими локальными нормативными актами Академии, Президиум Академии правомочен принимать решения, если кворум с учетом письменных мнений (решений) членов Президиума Академии составляет более 50% (пятидесяти процентов) от общей численности Президиума Академии». При проведении заседания в форме заочного голосования вопрос о кворуме не стоит. Однако особую актуальность приобретает вопрос о порядке принятия решений. В пункте 5.8 проекта говорится: «Решения Президиума Академии принимаются простым большинством голосов присутствующих членов Президиума Академии путем открытого голосования». О порядке принятия решения при проведении заседания в форме заочного голосования (необходимой доли участвующих, проголосовавших за принятие решений) ничего не сказано. Порядок голосования определен в абзаце 5 без упоминания большинства участвующих: «При проведении заочного голосования, осуществляемом бюллетенями для голосования, засчитываются голоса по тем вопросам повестки заседания Президиума Академии, по которым осуществлено голосование при условии, что бюллетень соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, Уставом Академии, настоящим Положением и другими локальными нормативными актами Академии». Самым правильным было бы написать один раз и исчерпывающе полно: «решения принимаются большинством присутствующих/участвующих в заседании членов Президиума». Или так, как это написано в абзаце 9 пункта 5.8 Устава: «Решения Президиума Академии принимаются простым большинством голосов членов Президиума Академии, участвующих в заседании Президиума Академии. При равенстве голосов членов Президиума Академии, участвующих в заседании Президиума Академии, право решающего голоса имеет Президент Академии. Это сняло бы противоречие, создаваемое абзацем 3 пункта 2.1.3. проекта, в котором среди оснований для прекращения полномочий члена Президиума Академии называется: «систематическое отсутствие (более трех раз подряд) члена Президиума на заседаниях Президиума Академии без уважительных причин, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Использование понятия «присутствующих на заседании членов Президиума» вновь приходит в противоречие с формулировкой самих авторов проекта в абзаце 7 пункта 5.1.4: «количество членов Президиума Академии, принявших участие в заседании Президиума Академии» (что более верно и соответствует пункту 5.8 Устава). Указанные замечания были учтены в Проекте положения о Президиуме от 6 декабря 2021 г., принятом за основу Общим собранием Академии 24 декабря 2021 г. с дополнениями и поправками отделения военного права от 6 февраля 2022 г., с изменениями, внесенными Уставной комиссией Академии, от 3 апреля 2022 г., и дополнениями рабочей группы от 10 июня 2022 г., Прошу принять во внимание при обсуждении проектов локальных нормативных актов Академии |
АвторизацияНаучный форумВидеоматериалы АВНКто на сайте |