|
Анализ предложений профессора АВН Е.А.ЛЕШИНА по внесению изменений в действующий устав Академии
Предложения Евгения Анатольевича Лешина рассмотрены.
№
|
Суть предложения
|
Комментарий
|
1
|
1.1. Межрегиональная общественная организация «Академия военных наук» (далее – Академия) является научной общественной организацией, действующей на основе добровольности и равноправия ее членов, гласности и самоуправления, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об Академии военных наук» от 20 февраля 1995 года №173, законодательством Российской Федерации, и Уставом Академии.
По мнению Е.А.Лешина, АВН создана в соответствии с данным Указом Президента Российской Федерации. Он также считает, что «Указы Президента РФ относятся к законодательным актам Российской Федерации прямого действия».
|
Академия военных наук создана как самостоятельное общественное объединение в соответствии законодательством Российской Федерации и Уставом Академии (ныне уже в четвертой редакции после первых трех – 1994, 1999 и 2003 гг.). Упомянутый Указ Президента Российской Федерации (от 20.02.1995 г. №173) не является формальным основанием для существования Академии, созданной в связи с реализацией гражданами права создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей. Такое право предусмотрено ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ. Ссылка на законодательство Российской Федерации является поэтому необходимым и достаточным основанием, что и отражено в Уставе Академии.
Упомянутый Указ, одобривший инициативу ученых, адресован прежде всего (см. п.2 Указа) федеральным органам исполнительной власти, которым предлагается использовать научные разработки и специалистов АВН.
Это вполне согласуется с п.2 ст.14 Федерального закона от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», не исключающим организацию и проведение экспертиз научной и научно-технической деятельности «организациями, осуществляющими независимую экспертизу, другими организациями, а также экспертами».
Указы Президента Российской Федерации законодательными актами не являются. Это подзаконные акты.
Предложение юридически не обосновано.
|
2
|
Исключить из пункта 4.5 Устава АВН 3-й и 4-й абзацы о возможности вхождения почетного члена Академии в Совет Старейшин и освобождении почетного члена Академии от уплаты вступительного и членских взносов.
По мнению Е.А.Лешина, это номинальное звание, не предполагающее реальное участие в деятельности организации.
|
По распространенной практике почетным членом какой-либо организации может быть избран член этой организации, (научного общества, общественной организации, академии, клуба), заслуживший своим трудом и/или вкладом в развитие данного сообщества уважение и авторитет в коллективе. Такой статус существовал в Петербургской академии наук, в РАН (1917-1925), в АН СССР. Он есть и сегодня в Российской академии художеств, в ряде общественных академий (АНАВ, МАО и др.). Потому в Минюсте России это никаких возражений не вызвало.
Общее собрание, голосуя за присвоение такого почетного звания, вправе оценить таким образом реальный вклад своего члена в деятельность Академии, равно как и включить его в состав Совета Старейшин.
Более того, в п. 5.14 Устава Академии определено, что «состав Совета Старейшин Академии формируется председателем Совета Старейшин Академии из числа почетных членов Академии и утверждается Общим собранием Академии».
По установившейся практике для почётных членов организациями предусмотрены специальные льготы. В данном случае – это освобождение от вступительного и членских взносов. Кроме того, поскольку почетные члены могут и не состоять членами АВН, Уставом Академии и не предусмотрено их реальное участие. Абзац 5 пункта 5.7 наделяет их правом совещательного голоса, что делает данное предложение излишним.
|
3
|
Исключить из пункта 5.6. Устава АВН 10-й абзац о возложении на бюро Президиума функции управления деятельностью Академии при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Функции и персональный состав Бюро Президиума Академии могут определяться локальным нормативным актом Академии, утверждаемым Президентом Академии, а не быть зафиксированными в Уставе АВН. Фактически предлагается изменить и пункт 5.8 Устава АВН, устанавливающий выборность членов бюро как членов Президиума Академии.
|
Можно было бы согласиться. Однако это частный вопрос, который может быть решен в локальном нормативном акте – положении о Президиуме Академии, в его особым разделе, определяющим статус и регламент работы бюро Президиума.
Начинать из-за этого процедуру изменения Устава нецелесообразно.
Кроме того, порядок формирования бюро и его состав, избираемый из членов Президиума Академии, определены в Уставе Академии.
А в соответствии с Уставом Академии локальные нормативные акты утверждаются тремя органами:
– Общим собранием Академии (положения о порядке организации и проведения Общего собрания Академии, об Ученом совете Академии, о Ревизионной комиссии, об Уставной комиссии, о Совете Старейшин, о Совете молодых ученых Академии, о Попечительском совете Академии),
– Президиумом Академии (положения о Президиуме Академии, о Контрольно-счетной комиссии Академии, о премиях Академии,),
– Президентом Академии (положение о Дирекции Академии, подчиненной ему как единоличному исполнительному органу).
|
4.1
|
Исключить из 3-го (на самом деле 4-го) абзаца пункта 5.7 Устава АВН упоминание «других членов бюро Президиума Академии» как участников Общего собрания Академии с правом решающего голоса
|
Решением Президиума Академии члены Президиума не входят в квоты тех отделений, где они состоят на учете. Потому их следует отделить от перечисленных ниже действительных членов, членов-корреспондентов и профессоров Академии, избранных в качестве делегатов отделениями Академии в пределах норм представительства (квот), определенных Президиумом Академии. Категории делегатов, не входящих в квоты, будут дополнительно и более подробно перечислены локальном нормативном акте (положении об Общем собрании Академии). Менять из-за того Устав нецелесообразно.
|
4.2
|
Исправить «Попечительный» на «Попечительский»
|
Согласен. Но не сейчас, а при очередном изменении Устава вместе с внесением иных, более существенных изменений.
|
5
|
Дополнить четвёртый абзац пункта 5.8 Устава АВН словами о том, что при отсутствии Президента АВН Президиум Академии возглавляет «назначенным им первый вице-президент или один из вице – президентов».
|
Президиум Академии не должен в форс-мажорных обстоятельствах ни ждать такого «назначения», ни собираться для самостоятельного назначения того, кто возглавит Президиум Академии в отсутствие Президента Академии. Такого полномочия у него по Уставу Академии нет.
Кроме того, это может быть истолковано как назначение членов бюро Президентом, а не предусмотренное Уставом Академии избрание их Общим собранием Академии. Повод для такого толкование дает сам Е.А.Лешин, записавший в предложении 3: «персональный состав Бюро Президиума Академии могут определяться локальным нормативным актом Академии, утверждаемым Президентом Академии». К этому сводится и следующее ниже предложение 6.
Предлагается оставить установленный порядок замещения как более надежный и оперативный.
|
6
|
Предлагается в п.5.8.1 лишить Президиум Академии полномочия «представления Общему собранию Академии кандидатов для избрания членами бюро Президиума Академии».
|
Вновь предлагается нарушить принцип выборности ключевых руководителей (первого вице-президента, вице-президентов и других должностных лиц, входящих в бюро Президиума) и заменить его фактическим назначением («определением персонального состава без вынесения на утверждение Общим собранием Академии») Президентом Академии. Однако единоличный исполнительный орган не может менять под себя состав действующего руководящего коллегиального выборного органа.
Не может быть принято, так как противоречит абзацу 3 пункта 5.8 Устава Академии и меняет саму модель управления нашей общественной организацией.
|
7.1
|
Изменить первый абзац пункта 5.10.4 Устава АВН (о замещении отсутствующего Президента АВН): «назначенным им первым вице-президентом или одним из вице – президентов Академии».
|
Определено, что на период временного отсутствия Президента Академии его замещает первый вице-президент или вице-президент. Последний в любом случае будет «одним из…». Дополнение смысла не имеет.
|
7.2
|
Изменить третий абзац пункта 5.10.4 Устава АВН (об исполнении полномочий Президента АВН, добровольно сложившего их с себя): «выбранным Президиумом Академии первым вице-президентом или одним из вице – президентов Академии».
|
Президиум Академии не выбирает ни первого вице-президента, ни кого-либо из вице-президентов. В соответствии с пунктом 5.7.1 Устава АВН избрание и досрочное прекращение полномочий членов Президиума Академии (включая входящих в его состав первого вице-президента, вице-президентов Академии, главного ученого секретаря, а также руководителей отделений Академии – по положению и директора Академии – по должности) относится к исключительной компетенции Общего собрания Академии. Эта же норма воспроизводится в п.5.8: «Члены Президиума Академии избираются Общим собранием Академии» (а первый вице-президент и вице-президенты являются прежде всего членами Президиума Академии, хотя и избираются именно на эти должности). Неудачно сформулированное предложение создает двусмысленность и влечет за собой не одно, а три изменения Устава Академии - 5.7.1, 5.8 и 5.10.4. При этом дополнение «одним из…» лишено смысла, поскольку это совершенно очевидно – двух ВРИО определять не придется.
|
8
|
Ряд поправок в пункт 5.14 сводятся к изъятию из него положений:
– о главе Совета Старейшин,
– о порядке формирования и утверждения его состава,
– о включении в него вице-президента Академии в соответствии с распределенными Президентом Академии обязанностями и установленной им компетенцией,
– о порядке выдвижения кандидатуры на присвоение звания Почетный Президент Академии.
Автор поправок считает, что в Уставе достаточно двух абзацев – о цели и порядке создания органа.
По утверждению Е.А.Лешина, Совет Старейшин Академии наделяется функциями руководства деятельностью АВН, посредством выбора «Почётного президента Академии военных наук» из числа почётных членов АВН, который в отсутствии действующего президента АВН может осуществлять руководство Академией, а также наделяется целым рядом функций, присущих органам управления Академии.
|
Представление органов Академии дано в Уставе по единообразной структуре:
– цель создания органа;
– кто его возглавляет;
– порядок его формирования (Е.А.Лешин предлагает оставить не этот подпункт, а подпункт о том, каким документом регулируется деятельность органа и каким органом этот документ <Положение> утверждается);
– кто входит в состав органа по положению;
– каким документом регулируется деятельность органа и каким органом этот документ <Положение> утверждается.
Неясно, почему данный орган должен быть представлен иным, отличным от других органов образом.
Судя по всему, автор предложений не знает, в каком состоянии находится сейчас проект положения о Совете Старейшин. В его новой редакции учтено большинство замечаний, поступивших от вице-президентов Баранова В.П., Дульнева П.А. и Модестова С.А., а также от руководителя Уральского отделения Шерпаева В.И. Никаких новых функций у этого консультативно-совещательного органа, кроме установленного пунктом 5.14. Устава Академии («Совет Старейшин Академии действует в целях сохранения традиций и наследия Академии, обеспечения преемственности поколений и передачи опыта военной науки») нет. Не соответствует действительности и утверждение о том, что этот орган «наделяется функциями руководства деятельностью АВН», а «в отсутствии действующего президента АВН Почетный президент АВН может осуществлять руководство Академией».
|
9.1
|
Предложение о порядке формирования состава Совета Старейшин, по мнению Е.А.Лешина, относится не к Уставу Академии, а к проекту положения о Совете Старейшин.
Предлагается, в частности, внести в пункт 1.2 проекта Положения о Совете Старейшин Академии следующее дополнение: «Состав Совета Старейшин Академии формируется Президиумом Академии».
|
Противоречит абзацу 3 пункта 5.14 Устава Академии, который гласит: «Состав Совета Старейшин Академии формируется председателем Совета Старейшин Академии из числа почетных членов Академии и утверждается Общим собранием Академии».
|
9.2
|
Внести в пункт 1.3 проекта Положения о Совете Старейшин Академии следующие изменения и дополнения:
«Совет Старейшин Академии возглавляет председатель Совета Старейшин Академии», приложение « – Почетный Президент Академии» исключить.
|
Предложение, по мнению Е.А.Лешина, относится не к Уставу Академии, а к проекту положения о Совете Старейшин. Это не соответствует действительности. Данное положение есть в Уставе Академии, и должно быть отражено в Положении о Совете Старейшин.
На самом деле, председатель Совета Старейшин может и не быть Почетным Президентом АВН (на данный момент этот статус мог бы быть присвоен только бывшему Президенту Академии – генералу армии М.А.Гарееву).
Тем не менее, такая возможность предусмотрена в абзаце 2 пункта 5.14 Устава Академии. Необходимое разъяснение будет дано как раз в Положении о Совете Старейшин: «Совет Старейшин Академии возглавляет председатель Совета Старейшин Академии, им может быть Почетный Президент Академии, если таковой избран Общим собранием Академии».
|
10-12
|
Автор предложений предлагает изъять из Устава Академии общие положения, регулирующие деятельность Комиссии по премиям Академии и Уставной комиссии Академии, перенеся их в соответствующие положения об этих органах.
В качестве аргументации автор предложений вновь и вновь повторяет тезис о том, что тот или иной орган «не входит в число структурных органов Академии, к которым применимы требования Федерального закона «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г., связанных с необходимостью указания в Уставе общественной организации: состава, порядка формирования, сроков полномочий, компетенций, выборов и др.»
|
В положения об этих консультативно-совещательных органах будет включено достаточно много конкретных деталей, поясняющих порядок применения общих положений об этих органах, перечисленных в Уставе Академии. В то же время очень важно именно в Уставе определить наиболее принципиальные положения о предназначении, компетенции, составе и порядке формирования этих структурных органов.
Однако в пункте 4 ст. 20 (Устав общественного объединения) Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» дан довольно подробный перечень сведений, которые должен содержать Устав: «состав, порядок формирования, компетенцию и срок полномочий органов общественного объединения и его структурных подразделений (организаций, отделений), порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов». Понятие «структурный орган» отсутствует.
Более того, в ст.15 указанного Федерального закона (Принципы создания и деятельности общественных объединений) сказано, что «общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности».
Упреки в адрес Уставной комиссии Академии по поводу того, что предложения по изменению Устава Академии не рассматриваются, безосновательны. На все без исключения проекты уставных документов были даны исчерпывающе полные заключения с их анализом на соответствие федеральному законодательству и действующему Уставу Академии.
Деятельность Уставной комиссии Академии подробно отражена в специальной рубрике на официальном сайте Академии.
|
|
Кто на сайте
Сейчас 179 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
|