О роли и месте Военной академии Генерального штаба ВС РФ в системе военного образованияВоенная академия Генерального штаба ВС РФ с момента своего создания прошла славный путь и 8 декабря 2019 г. отметит 187-летие. Являясь одним из старейших в России высшим военным учебным заведением, академия имеет богатую историю и славные традиции. Созданная в 1832 году для подготовки офицеров Генерального штаба, развития военной науки и распространения военных знаний среди командного состава русской армии, академия стала настоящей школой подготовки высококвалифицированных командных кадров, по сути дела – школой полководцев. За первые 20 лет своего существования академия подготовила более 300 высокообразованных офицеров, из которых почти половина в ходе последующей службы удостоилась высоких военных чинов. Всего в дореволюционный период (за 85 лет) академию закончили более чем 4,5 тысячи офицеров. Среди ее выпускников были как выдающиеся полководцы (герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг. генерал от инфантерии Радецкий Ф.Ф., военный министр-реформатор генерал-фельдмаршал Милютин Д.А., генерал от инфантерии Драгомиров М.И., генерал от инфантерии Скобелев М.Д., генерал-лейтенант Деникин А.И. и др.), так и талантливые военные теоретики и педагоги, имевшие мировую известность (Г.А.Леер, Д.Ф.Масловский, М.И.Драгомиров, Н.Н.Обручев, Н.П.Глиноецкий, Н.П.Михневич, Н.Л.Кладо, Н.Н.Головин и др.). Еще в середине XIX века в академии появились первые научные школы: профессора Медема Николая Васильевича (школа стратегии) и профессора Милютина Дмитрия Алексеевича (школа военной статистики).
Выпускники академии М.Д.Бонч-Бруевич, И.И.Вацетис, С.С.Каменев, А.К.Климович, А.И.Корк, Б.М Шапошников после революции 1917 года являлись активными участниками строительства ВС СССР, стали крупными советскими военачальниками, а В.Ф.Новицкий, А.А.Свечин, М.В.Свечников, А.Е.Снесарев, Е.А.Шиловский внесли решающий вклад в становление и развитие советского военного искусства. Богатейший опыт деятельности Николаевской академии Генерального штаба, ее военно-теоретическое наследие, научно-педагогический потенциал, учебно-материальная база и традиции использовались при создании в 1918 году Академии Генерального штаба РККА (с 1921 года – Военная академия РККА, с 1925 года – Военная академия им. М.В.Фрунзе, с 1998 года – Общевойсковая академия ВС РФ). Принципы функционирования этой академии несколько отличались от Николаевской академии Генерального штаба, она стала готовить офицеров не только для службы Генерального штаба, но и командный состав для частей и соединений. В связи с проведением реформы РККА, появлением новых видов и родов войск (сил) потребовалось готовить высший командный состав, способный руководить межвидовыми группировками, крупными объединениями. Поэтому при Военной академии им. М.В.Фрунзе в 1925 году стали действовать Высшие военно-академические курсы, переименованные в том же году в Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава, а затем в 1931 году был открыт оперативный факультет, на базе которого в 1936 году и была создана Военная академия Генерального штаба РККА. Необходимость создания академии была вызвана обострением международной обстановки, угрозой развязывания Второй мировой войны, ростом численности РККА, переводом ее территориальных формирований в кадровые, быстрым развитием технических родов войск. Эти причины обусловили потребность в квалифицированных военных руководителях, в научном осмыслении характера будущей войны, разработке проблем подготовки к ней страны и Вооруженных Сил, выработке новых форм и способов ее ведения. Перед академией была поставлена задача готовить высококвалифицированных военных специалистов не только для работы на командных должностях, но и для несения службы в Генеральном штабе, в крупных общевойсковых штабах и органах высшего командования. Академия должна была также разрабатывать вопросы теории стратегии и оперативного искусства. Таким образом, создаваемая в 1936 году академия унаследовала от прежней лишь историческое название. Она явилась принципиально новым учебным и военно-научным центром страны. Для сравнения: в Николаевскую академию Генерального штаба принимались офицеры, не имеющие высшего военного образования, в звании от поручика гвардии и капитана армии, и выпускались они на должности от командира роты и выше. В Военную академию Генерального штаба РККА стали приниматься только старшие офицеры, генералы и адмиралы, ранее окончившие другие академии, и предназначались они на командные и штабные должности оперативно-стратегического звена. Академия отличалась от видовых академий, главным образом, тем, что учебные группы в ней стали формироваться из представителей разных видов и родов войск (сил). Это была гениальная идея, поскольку даже простое общение слушателей, обмен опытом как на занятиях, так и на самостоятельной подготовке, позволяли выработать их взаимопонимание, более глубокое знание сути применения авиации, флота, сил ПВО и других родов войск в операциях. В ходе военных действий такая система подготовки позволяла офицерам-выпускникам академии быстрее и четче организовывать взаимодействие, более эффективно выполнять боевые задачи. За период с 1936 по 1941 год в академии состоялось 5 выпусков слушателей основного факультета и несколько выпусков Курсов усовершенствования высшего начальствующего состава. В войска (силы) были направлены более 600 высокообразованных командиров и штабных работников высшего звена управления войсками. Многие из них стали выдающимися военачальниками: А.М.Василевский, Л.А.Говоров, И.Х.Баграмян, Н.Ф.Ватутин, М.В.Захаров, С.М.Штеменко и др. В годы Великой Отечественной войны работа академии проходила в чрезвычайно сложных условиях. 16 июля 1941 года был осуществлен выпуск слушателей второго курса, прошедших полный курс обучения, а уже 20 июля в действующую армию были направлены слушатели, завершившие первый курс. Сама академия в ноябре 1941 года была эвакуирована в Уфу и находилась там до ноября 1942 года. Она перешла на ускоренную (6 месяцев) подготовку слушателей, но в связи со сложной обстановкой на фронте сроки обучения были сокращены до двух месяцев и в конце ноября все слушатели убыли в действующую армию. Последующие наборы слушателей, начиная с декабря 1941 года, обучались по 6-месячной программе, а с мая 1944 года – по 9-месячной программе. Всего за годы войны было подготовлено около 1,5 тыс. высококвалифицированных командиров и работников штабов. Чтобы подчеркнуть роль и предназначение академии, профиль подготовки слушателей, в 1942 году она была переименована в Высшую военную академию им. К.Е.Ворошилова и носила это имя до 1958 года. В послевоенный период академия вновь перешла на двухгодичный срок обучения, а также приступила к подготовке иностранных военных специалистов. С 1948 по 2009 год из академии было выпущено свыше 15,7 тыс. генералов, адмиралов и офицеров, в том числе: на специальном факультете – 2,1 тыс. чел., на факультете переподготовки и повышения квалификации – свыше 3,6 тыс. чел. Все они, как правило, замещали высокие должности в оперативно-стратегических и стратегических органах военного управления, командовали армиями, военными округами (группами войск). В целом короткий исторический экскурс показывает, что за долгие годы своего существования академия неоднократно меняла свое название, сроки и программы обучения, почетные наименования. Радикальные изменения происходили при возникновении войн, при создании ядерного оружия и коренных изменениях взглядов на характер войны, при изменении политического устройства нашего государства. Но всегда академия стремилась быть на переднем крае российской военной науки, реализовывать передовые методы военного образования, играть решающую роль в формировании стратегического и оперативного кругозора руководящего состава Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, а также представителей военно-промышленного комплекса страны, обучавшихся на высших оборонных курсах. Безусловно, как и во всяком большом деле, имелись и определенные недостатки. Так, характеризуя академическое образование на рубеже XIX-XX вв., генерал В.Л.Доманевский отмечал: «Николаевская академия Генерального штаба времен М.И.Драгомирова, Г.А.Леера, Н.Н.Сухотина давала слушателям многое: метод, систему, стремление искать истину (…). Но, наряду с этим, академия страдала крупным недостатком – оторванностью от жизни, казенным отпечатком на научности академии». Роль Военной академии Генерального штаба ВС РФ в системе военного образования в современных условиях значительно повышается. Это обусловлено тем, что резко изменились военно-политическая обстановка в мире и отдельных регионах, возможный характер войн, формы и способы ведения операций (боевых действий), стиль и методы управления войсками (силами). Научно-педагогические работники академии принимают активное участие в Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ», в научных мероприятиях по проблемам международной и региональной безопасности с военнослужащими Китая, Индии, Японии, Республики Корея, Корейской народно-демократической Республики, Монголии, Анголы, Белоруссии, Австрии, Румынии, Венгрии, Сербии, Израиля и других стран, Автоматизация управления, применение новых методов руководства поднимают значение оперативно-стратегических и стратегических органов военного управления. Во главе группировок вооруженных сил на стратегических (операционных) направлениях должны стоять военные руководители, которые глубоко понимают роль, место и задачи объединений (соединений) различных видов и родов войск (сил), уметь управлять ими в режиме реального времени. Чтобы быть готовым к такой работе, нужно иметь соответствующее военное образование. Как подчеркивалось выше, таким единым подходам к руководству войсками (силами) на оперативно-стратегическом и стратегическом уровнях обучает только Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Главный научный сотрудник научно-исследовательского центра Архив номеров журнала2009 г.
|
АвторизацияНаучный форумВидеоматериалы АВНКто на сайте |